Религоведение

Страница: 18/23

Рубеж 80-90-х годов стал звездным часом для конфессий и особенно для Русской Православной церкви. К началу 2000 года решениями Правительства России и местных органов власти ей было передано более 4 тысяч культовых зданий. Начали функционировать более 300 монастырей, около сотни монастырских подворий, несколько десятков духовных учебных заведений. Демократические преобразования в стране позволили религиозным организациям частично возродить присущие им духовные, социальные, благотворительные традиции. Исторические религиозные организации- прежде всего православные и мусульманские — возглавили процесс духовного возрождения России. Никто не подсчитывал размеры социальной и гуманитарной помощи религиозных организаций, но, поверьте, эти цифры значительны. Например, только Новосибирское епархиальное управление РПЦ опекает 11 учреждений для престарелых, 34 больницы, реабилитационных центра и домов ветеранов, 19 интернатов и домов малютки, многие другие социально-медицинские учреждения. Один лишь Ново-Тихвинский женский монастырь в Свердловской области ежедневно кормит 1500 человек, более 100 инвалидов и престарелых получают обеды на дом. Екатеринбургским римо — католическим приходом святой Анны в 1999 году на благотворительную деятельность выделено почти миллион рублей. Объединенная методистская церковь Екатеринбурга в 1998-99 годах реализовала программы социальной помощи на сумму, превышающую 4700 тысяч рублей. Значительную социальную поддержку нуждающимся гражданам оказывают все протестантские церкви, буддистские, мусульманские, иудейские религиозные организации, Армия спасения и другие.

Стало уже почти классическим выражение: церковь отделена от государства, но не от общества. Религиозные организации неизбежно восприняли не только положительные, но и отрицательные стороны той социально-экономической системы, в условиях которой они осуществляют свое служение. Тысячи неофитов переступили порог храма, многие из них решили посвятить себя служению Церкви. Некоторые из них принесли с собой мирские интересы и взгляды, не совместимые с христианскими традициями и канонами. Авантюризм, стремление к наживе, достигаемой не всегда праведными путями, мздоимство, коррупция, увлечение предметами роскоши, дорогими иномарками, виллами в заморских странах проникли и в среду ряда религиозных организаций. Патриарх Московский и всея Руси Алексий на ежегодных собраниях духовенства Московской епархии с тревогой отмечает нарастание негативных процессов « в жизни нашего общества в целом, и в частности в церковной среде».

Вирус раскола постоянно дремал в теле Русской православной церкви. В определенных политических, социальных условиях он давал о себе знать. В начале 90-х годов вновь появились предпосылки зарождения раскольнических тенденций. Не обошла Церковь стороной тяга некоторых представителей духовенства и мирян к инакомыслию, стремление определенных сил раскачать церковный «корабль». Далеко не все публикации, выступления электронных СМИ способствуют укреплению единства Церкви. У непредвзятого читателя, а тем более аналитика при чтении некоторых статей порой создается впечатление, что носят они заказной характер. Не буду опровергать расхожее мнение, что в этих неблаговидных играх принимают участие и отдельные священнослужители.

Священноначалию РПЦ с трудом удается противостоять центробежным процессам, сохранять соборность и верность церковным традициям, а порой приходится мириться с тем, что священнослужители, как правило, отличающиеся непомерным честолюбием и неудовлетворенными амбициями уводят в раскол отдельные приходы. Не буду называть эти раскольнические группировки — они у всех на слуху. Как правило, бесперспективны и в то же время опасны попытки нарушить единство Соборной Церкви, но, несомненно, урон ей наносится ощутимый.

Реферат опубликован: 12/12/2006