Религоведение

Страница: 19/23

Продолжает оставаться острой проблема сохранения культовых зданий. Многие из них, даже переданные Церкви, стоят не восстановленные. Около 4000 храмов пока используются под иные — социальные, культурные, учебные и прочие цели. Часть из них, вопреки просьбам Церкви и верующих не представляется возможным передать для использования по функциональному назначению исключительно по материальным причинам: нет свободных площадей для перемещения из храмов музеев, учебных заведений и т.п. В то же время, значительное количество храмов, расположенных в сельской местности, и никогда не прекращавших своей деятельности, приходят в запустение. Например, в Курганской области из 59 сельских церквей в 20 службы не проводятся вовсе, либо по проходят по большим праздникам. Такая же примерно ситуация и во многих других регионах. На эту развивающуюся тенденцию пора обратить внимание.

Процесс демократизации не коснулся сложившегося порядка жизни православных общин. Священнослужитель практически превратился в единоличного управляющего делами прихода, что порождает множество соблазнов. Единоначалие настоятеля, игнорирование духовенством пожеланий, зачастую конструктивных и благожелательных, церковного актива вызывает закономерное недовольство мирян. Кадровый кризис, сложное материальное положение, неготовность большинства представителей духовенства работать с невоцерковленными людьми, необходимость траты большей части времени священнослужителей на восстановление храмов, а не на души людей — эти и многие другие факторы негативным образом сказываются на положении дел в Церкви.

Схожие проблемы существуют и в других конфессиях. В мусульманской уме наиболее остро проявляются центробежные процессы. И это не столько вина, сколько беда многомиллионной российской мусульманской общины. Неоднородная по национальному и родовому признакам, по традициям и обычаям, уровню образования, степени приверженности исламу она всегда тяготела к децентрализации. Центробежный процесс был спровоцирован распадом огромной страны, по существу, на удельные княжества, начавшимся «парадом суверенитетов» в первые годы истекшего десятилетия, политизацией российского ислама, ростом числа общественных организаций, использующих исламские постулаты. Разрушению единства в мусульманской общине России способствовала и активная миграция населения из южных республик СНГ, растущее присутствие представителей зарубежных исламских организаций.

Сегодня в стране насчитывается около 40 духовных управлений мусульман. Соперничество за лидерство между религиозными авторитетами еще более усугубляет процесс размежевания Российских мусульман. На территории Тюменской области, например, действуют три духовных управления мусульман, по два на территориях Оренбургской области и Ямало-Ненецкого автономного округа. Такая же ситуация и в ряде других регионов. Мусульманские лидеры ведут активную работу по перетягиванию общин из одних духовных управлений в другие, при этом применяются недозволенные методы, вплоть до силовых. Нередко в эту неблаговидную деятельность вовлекаются представители органов государственной власти.

Работа с мусульманскими организациями, религиозными и общественными, приобретает сегодня особую актуальность. Мусульманская община России — весомая и серьезная сила в России. То, что происходит на Северном Кавказе, реальное тому подтверждение. Стабилизация мусульманства в России зависит от многих факторов. Один из них — кадры служителей культа. Кто готовит их сегодня? В большинстве своем преподаватели и наставники, не являющиеся российскими гражданами. Сошлюсь лишь на некоторые примеры. Во многих медресе Башкортостана преподают миссионеры из Саудовской Аравии, Ливана, Турции, Сомали, Судана, Иордании, Индии или россияне — выпускники исламских зарубежных учебных заведений. Аналогичная ситуация и в Татарстане, в республиках Северного Кавказа. Только в одном Дагестане функционируют 13 исламских вузов с 23 филиалами, более ста медресе, 600 школ при мечетях. 1300 молодых людей из республики обучается в зарубежных исламских вузах более чем 10 стран. Контингент, получивший подготовку в зарубежных исламских учебных заведениях, и составляет основу преподавателей в Дагестане.

Реферат опубликован: 12/12/2006