Особенности совершения всенощного бдения в монастырях святой Горы

Страница: 8/19

О пении первой кафизмы типиконы говорят: "стихословим "Блажен муж" во глас 8-й, начинает же это не начальный хор, но другой, второй же псалом - начальный хор, и третий - опять второй хор". Однако в современной практике пение первой кафизмы зачастую вообще опускается.

Пение "Господи, воззвах" начинается с возгласа канонарха: "Благослови, Владыко, глас (называется прилучившийся глас Октоиха)". Вообще обязанности канонарха за великой вечерней детально регламентированы уставом (см.27-ю главу нашего типикона) и подробно описаны В. Григоровичем-Барским. "Канонарху, - пишет Барский, - дело есть: на "Господи, воззвах" и на "Хвалитех" глас оглашати, на всем правиле чрез сутки канархаты (то есть канонаршить. - Прим. авт.) и Псалтирь, и Парамеи, и Апостол и Синаксар честы, и в зажжению и погашению свещь и кандилов, егда упразднится, иным помоществует. Огласивши же глас, с преложением рук, низу смотрящи, пред оным крилосом стоит (обратившися к начальнейшим), на нем же начинает певец пеги "Господи, воззвах" или "Хвалите", и егда услышит поюща: "Вонми гласу моления моего" или "Хвалите Его в вышных", покланяется ниц до землы и отступает на странну, дондеже прийдет время канархати стихиры. Идеже поется: "Яко утвердися милость Его на нас", преходящы чрез церков, полагает на себе крест пред царскимы враты и, обратившися на запад, к оной стране скоро приходит, и уже не полагающи книгы на налои, по всегдашнему тамо обычаю, но держащы в руках, канархает. Такожде на "Славе, и ныне" на руках канархает, еще же и на стиховнах всех святых четиредесятницы, прочее же всегда полагающы книгу на налои, и на подножии (очевидно, здесь имеется в виду омфалион. - Прим. авт.) стоящи. Егда же поется наславник велик, кроме и "и ныне" такожде особ-но великое, тогда не преходит яве чрез храм, но сокровенно за свещникамы, близ иконостаса, пред наместнимы образамы, на "славе" убо, ради протяженна-го пения, донележе окончит (хор. - Прим. авт.) "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу" (да не стоит пред крилосом празден, мало тамо сокривается, на "и ныне" же, и тоейжде ради вины и благочиния ради входа, сокровен за свещникамы стоящы, громыгласно издалече канархает. Егда же поются прокимены, на вечернях, сей ставшы посреде церквы, стихи ответствует тихим гласом, клобук снявши". Пение антифонное, причем первые два стиха "Господи, воззвах" и "Да исправится" поют особым долгим распевом, каждый по 15- 20 минут. Стихиры поют на 10, с канонархом. Здесь есть ряд особенностей: 3-ю или 4-ю стихиру всегда исполняет предстоятель с кафедры - один или вместе с несколькими "доброгласными псалтами". Для пения Догматика оба хора сходятся вместе. Догматик также поется долгим распевом.

Одновременно с началом пения "Господи, воззвах" два екклисиарха или кандилапта (свещевозжигателя), в мантиях, сотворив три земных поклона перед иконой Божией Матери и по одному поясному пред предстоятелем, ликами и братией, начинают зажигать свечи на хоросе, паникадилах, подсвечниках и лампадах. Делают они это синхронно и весьма изящно, умело пользуясь длинными шестами, концы которых, как змейками, обвиты тонкими свечами. При этом число свечей, зажигаемых перед праздничной иконой, строго регламентируется типиконом. Так, соборный типикон Ватопедского монастыря 1508 года имеет даже особую таблицу с указаниями о свещевозжигании на весь год. В сентябре, например: "1-го сентября светильницы, яже наверху, оставляем; возжигаем же иконостас (то есть подсвечник перед Распятием. - Прим. авт.) и хорос, и успенскую свечу, и только на время вечерни. Пред образом же святого Симеона возжигаем свещи две, на утрени творим по обычаю, 6-го, на архангела Михаила, пред образом его возжигаем свещу едину. 8-го (Рождество Богородицы) возжигаем свещи, якоже обычай есть в неделю. Перед проскинитарием же богородичным возжигаем свещи три. Подобает бо ведети непременно, что егда возжигаем у проскинитария три свещи, сохраняем их негасимы, 9-го возжигаем в проскинитарии свещи две на всю службу, в память Богоотец" и т. д.

Типиконы предписывают начинать каждение на "Господи, воззвах" с пения стиха "Да исправится", причем кадят не только в алтаре и в храме, но и во внутреннем притворе: "Когда же поется "Яко кадило пред Тобою", диакон кадит сначала внутри алтаря, затем исходит северною дверью и кадит проскинитарий с иконой святого, затем игумена и отходит недалеко от игумена и кадит всех на правом клиросе и, окадив крестовидно против аналоя, как и на первом клиросе, двигаясь кадит старцев, затем исходит в притвор и кадит всех по чину". Обычно каждение совершают два диакона, которые входят разными боковыми вратами, кадят икону Божией Матери и проскинитарий с праздничной иконой трижды по трижды; затем кадят предстоятеля; потом расходятся для каждения клиросов; после этого вновь сходятся в центре храма и кадят стоящую братию и паломников, и главными дверьми исходят кадить притвор. Особенностью афонского каждения является ношение диаконами особых ковчежцев для ладана в виде серебряных или позолоченных церквей. Эти ковчежцы, или "сионы", диаконы носят на левом плече и придерживают рукой, обернутой пеленой.

Реферат опубликован: 15/11/2007