Особенности совершения всенощного бдения в монастырях святой Горы

Страница: 3/19

Пол храма вымощен мозаикой из разноцветных мраморных плит. Под хоросом, напротив Царских врат, выложены разноцветным мрамором два четырехугольника, находящиеся один в другом. Между ними на каждой стороне имеется по три круга: один в середине и два по углам. Такой же круг, большего размера, именуемый в Святогорском типиконе омфалион ("пуп"), есть и в середине четырехугольников. Нередко в нем находится рельефное мраморное изображение двуглавого орла. На него обычно ставится дискеллий - особый складной аналогий, и там читаются паремии и положенные за бдением поучения и синаксарь. Аналогичные прямоугольники, чуть поменьше, находятся по бокам храма. В их центре стоят тумбы-аналогии, на которые певчие кладут необходимые книги.

Эту центральную часть храма, которая именуется главным храмом кириос наос, отделяет от следующей, называемой внутренним, или литийным, притвором, исонарфикс, или лити, стена, которая доходит до арок, соединяющих колонны центральной части храма с внутренним притвором. В стене есть три двери, из которых средняя по размеру и большая задергиваются завесой. Эти двери украшены тонкой инкрустацией из различных пород дерева, перламутра и черепахи и потому называются красными, ореэ. По сторонам красных врат на стене изображаются Христос и Богоматерь, как и в иконостасе. Входят в храм обычно боковыми вратами, а не красными, которые открываются только во время праздничных богослужений. По сторонам внутреннего притвора и за колоннами также находятся стасидии. Игумен стоит в стасидии за правой колонной, рядом с красными вратами, во время чтения часов, повечерия и полунощницы, а в стасидии за правой колонной возле выходной двери - во время литии.

Над внутренним притвором в некоторых храмах устроены катихумены, или хоры, с большими окнами, обращенными внутрь храма.

Почти все соборы на Святой Горе кроме внутреннего притвора имеют еще внешний притвор - эксонарфикс, по размерам значительно меньший первого и отделенный от него капитальной стеной. Во внешний притвор можно войти с паперти через дверь, находящуюся посередине, но часто имеются и две боковые двери. Во внешнем притворе, справа от входа в храм, стоит больших размеров мраморная стасидия, в которой игумен садится после ктиторских панихид и панихид в пяток вечера перед Мясопустной и Троицкой субботами. За этой стасидией по обеим сторонам входной двери тянутся скамьи, на которых в этих случаях сидит братия монастыря. Певчие размещаются в стасидиях на противоположной стороне.

Все афонские монастыри придерживаются византийского отсчета времени, согласно которому день начинается с захода солнца. Каждую субботу, когда заходит солнце, главные часы монастыря устанавливаются на отметке "12". Исключение составляет Иверский монастырь, где отсчет времени ведется от восхода солнца, как было у древних христиан. Вседневный суточный круг богослужений начинается в 9 часов вечера (по европейскому времени 6 часов вечера) вечерней, которой предшествует 9-й час со своим отпустом. По отпусте вечерни бывает "исхождение" - эксодиастикон, когда братия с пением мертвенных тропарей ("Со духи праведных скончавшихся" и так далее) исходит в литийный притвор - место обычного захоронения ктиторов - и совершает краткую заупокойную литию. Затем следует трапеза (если она положена по уставу) и сразу после нее - повечерие. Как и 9-й час, оно совершается в литийном притворе. Завеса, отделяющая притвор от главной части храма, задернута. Канон на повечерии поется, а не читается. По этому поводу Григорович-Барский замечает: "Каноны нигдеже вне чтут, но всегда поют, и на утрени и на повечернице . Еще же поют и троична, по неделям, с приглашением "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе" сицевым способом: 1-ю и 3-ю песнь зело низким и тихим гласом, яко едва слышатися, 4-ю, 5-ю и 6-ю, - мало вышным, от 7-й же еще вышным, даже до окончания канона. Последи же точию два поют троична: "Достойно есть славити Тя`, Троице Святая, воспоем вей боголепно", также "Из мертвых видевши Твоего Сына" и "Достойно есть, яко воистинну" и прочая, до конца утрени", к которой присоединяется 1-й час, со своим отпустом.

По Ксенофскому типикону, в притворе "творит чредной иерей поклон игумену и диаваст (чтец), благословившись, читает повечерие, когда же прочтет "Верую", отходит канонарх на средину и канонаршит обычный канон Октоиха Божией Матери, и поем медленно и благоговейно и по окончании его читаем икосы Богородицы медленно и с чувством. По исполнении же их диаваст продолжает чтение повечерия".

Повечерие оканчивается Чином Прощения, который совершается следующим образом: иерей по отпусте делает поклон стоящему на середине храма игумену, затем братия подходит к игумену, кланяется ему до земли и берет благословение. Перед этим братия по кругу обходит литийный притвор и прикладывается ко всем иконам, начиная с образов Христа и Богоматери. Во время этого трогательного чина поется стихира праздника или святого, которому посвящен монастырь (в Ватопеде - "Красоты девства Твоего").

Реферат опубликован: 15/11/2007