Особенности совершения всенощного бдения в монастырях святой Горы

Страница: 7/19

Чтобы заполнить время, установленное уставом для совершения агрипнии, в некоторых святогорских обителях чин бдения предваряется малым повечерием, которое совершается, как было описано выше, но с той разницей, что молитва, положенная в конце повечерия: "И дождь нам, Владык, на сон грядущим", опускается, "как не соответствующая цели настоящего нашего подвига", по замечанию "Писем святогорца".

Всенощное бдение начинается совершением в литийном притворе службы 9-го часа, со своим отпустом. Если бдение возглавляет архиерей, к обычному возгласу: "Молитвами святых отец наших", которым на Афоне заканчиваются все службы, прибавляется "Молитвами святого Владыки нашего".

Чин великой вечерни совершается в центральной части кафоликоне. При этом архиерей (или в его отсутствие игумен) стоит на архиерейской кафедре в мантии и с жезлом. Служащий иеромонах подходит к кафедре и, сотворив земной поклон предстоятелю, берет благословение на начало богослужения. На интересную особенность указывает типикон сербского Хилендарского монастыря. Здесь иеромонах благословляется не у предстоятеля, а у иконы Божией Матери "Троеручица", находящейся справа от архиерейской кафедры. Иерей полагает перед иконой три земных поклона и лобызает икону, после чего отходит в алтарь. Такое начало сохраняется и в будние дни.

Дальнейшее бывает, как это описано в Диатаксисе Константинопольского Патриарха Филофея (XIV в.): "Когда настанет время, отходит иерей с диаконом и творят поклоны иконе Владыки Христа, между тем как все братья сидят; диакон, взяв свой стихарь с орарем и поклонившись на восток трижды, подходит к иерею и говорит: "Благослови, Владыко, стихарь с орарем"; иерей благословляет их, говоря: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков". Затем надевают оба присвоенные одежды". По облачении священник "кадит святую трапезу крестовидно окрест и весь жертвенник (то есть алтарь) и, отворив святые двери, исходит" северными дверьми, предваряемый двумя экклисиархами в мантии и с возжженными свечами на подсвечниках. Став посреди храма лицом к архиерейской кафедре, они возглашают: "Повели", "Повелите" и "Повели, Владыко (Отче) святый" и при этом приподнимают подсвечники. Вслед за этим иерей кадит перед святыми дверьми, затем перед иконами в иконостасе, правым и левым ликом, предстоятелем и иконами в проскинитариях и всей братией; при этом ему предшествуют экклисиархи или диаконы со свечами. "Исходит же и в притвор и кадит по чину и тамо сущую братию". Каждение притвора (литийного) совершается так, как это описано в 22-й главе типикона: священник "творит крест кадилом пред красными враты, также кадит на обе стороны святые иконы и братию всю по чину их; последи же возвращается к красным вратам, зря к западу, кадит крестовидно всех". Затем иерей, "паки возвращая в церковь и став посреди обою лику, знаменует кадилом крест, зря к востоком и возглашает велегласно: "Господи, благослови".

После начального возгласа иерея "Слава Святей" предстоятель с кафедры читает "Приидите, поклонимся" трижды. Четвертый стих "Приидите, поклонимся и припадем Ему" не произносится, что, кстати, соответствует русской богослужебной практике до XVI века.

Затем предстоятель читает 103-й псалом до стиха "Отверзшу Тебе руку". Отсюда лики начинают антифонное пение предначинательного псалма с аниксантариями. Самое раннее указание на исполнение аниксантариев встречается в рукописи Ватопедского монастыря ј 320 (931), которая датируется 1346 годом. По своему содержанию аниксантарии являются краткими прославлениями Триилостасного Божества как Первопричины мироздания, которые перекликаются со стихами 103-го псалма. "За каждым стихом все славословят Троицу, Которая есть Создатель всего", - замечает святой Симеон Солунский (XIV в.). Все аниксантарии имеют припев: "Слава Тебе, Боже", который в свое время был припевом 1-го антифона песненной вечерни. Их полный текст записан профессором А. А. Дмитриевским и опубликован в его "Описаниях литургических рукописей .". Пение аниксантариев, которое продолжается около двух часов, афонцы слушают с особым благоговением. Типиконы предупреждают, чтобы иерей в это время не читал светильничных молитв, которые надо читать после стиха: "Вся премудростию сотворил еси". Кроме аниксантариев к особенностям пения предначинательного псалма относится присоединение к трехкратному "Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже" четвертого стиха: "Упование наше, Господи, слава Тебе". Этот же порядок сохраняется при всяком пении или чтении кафизм. На мирной ектений, как и на всех последующих, при архиерейском служении поминается только служащий архиерей, причем прошение звучит так: "Об архиепископе нашем (имярек) . Господу помолимся". Если нет архиерея, таким же образом поминают Константинопольского Патриарха. Восьмое прошение начинается словами: "О святей обители сей, Святей Горе сей" и т. д. На Афоне, как и во всех греческих церквах, в начале прошения "Пресвятую, Пречистую ." хор поет: "Пресвятая Богородице, спаси нас".

Реферат опубликован: 15/11/2007