Опыт реконструкции индоевропейской космологической традиции

Страница: 2/14

Тем не менее, представляется возможным попытаться реконструировать основные контуры некогда единой космологический традиции индоевропейских народов даже на столь неполном и во многом вторичном материале - широта его географических (как и хронологических) рамок с известной долей уверенности позволяет исключить значимые заимствования.

Космогенез

Индоарии верили, что первоначально в мире господствовал Хаос, символизируемый первобытными водами, в которых плавало золотое яйцо Хираньягарбха. Из него появился демиург Праджапати (иногда - Брахма), силой мысли разделивший яйцо на две половинки: из верхней возникло небо, из нижней - земля. Сам Брахма тоже разделяется на две ипостаси – мужскую и женскую. Иногда первичная космогоническая функция приписывается Индре, разъединившему небо и землю и установившему небесный свод. Другая традиция повествует о первоначальном едином божестве Дьявартхиви, затем разделившимся на мужскую и женскую ипостаси – небесного бога Дяуса и богиню Притхиви, которые породили все живые существа.

Другая популярная древнеиндийская космогоническая версия рассказвает о происхождение Мира из первичного молочного Океана. Вначале из него появилась земная ось в виде горы Меру, вокруг которой обвился гигантский змей. Светлые Божества - девa - и темные демоны - асуры - вступили друг с другом в борьбу за власть: они схватили голову и хвост гигантского змея и принялись перетягивать его к себе. Вселенская гора начала вращаться, Океан стал сгущаться, в нем появилась суша и весь видимый мир. В ряде мифов говорится о сотворении мира из тела демона Вритры или первочеловека Пуруши.

По наиболее распространенному теогоническому сюжету, богиня Адити родила богов-Адитьев: сначала Дхатара и Арьямана, потом Митру и Варуну, затем Аншу и Бхагу. Оставшиеся в материнском чреве четверта пара - Мартанда и Индра заявили: «Мы станем как Адитьи», после чего старшие братья почему-то задумали убить еще не родившихся младших. Им удалось вырвать их из материнского чрева, но Индра поднялся вверх, вдыхая воздух и оживая, а его близнец «мертвым яйцом» упал на землю. Адитьи все-же оживили его, и Мартанда стал прародителем рода живых людей и Ямы – первочеловека и первомертвеца.

По дозороастрийским верованиям иранцев, боги сотворили вселенную в форме яйцеобразной скорлупы. В зороастрийской (и митраистской) традиции мир был образован в результате расчленения первосущества, быка Экадата, а близнецы-антагонисты Ангро-Манья и Ахура-Мазда вышли из чрева бога Зервана, разорвав его плоть.

Известный хеттам образ Солнца, поднимающегося из моря, возможно, является переработкой сюжета о золотом зародыше, появившемся из изначальноой хаотической стихии (в Малой Азии, где обитали хетты, наяву такую картину наблюдать невозможно). Из дошедших до нас фрагментов хеттской космологической традиции известно, что Бог грозы (представитель четвертого поколения богов) каменным ножом -серпом отделил Небо от Земли.

Орфики, подобно индийцам, полагали мир рожденным из золотого яйца, тогда как, согласно общепринятым представлениям древних греков, из предвечного Хаоса самопроизвольно возникли пассивная Гея (Земля) и активныое мировое начало - Эрос (любовь). Сам Хаос воплотился в Тартаре (бездонной бездне, где коренятся корни всего сущего, но не оно само). Затем Гея породила Урана (Небо), которого в дальнейшем, оскопляя, отсек от нее Крон. Известны также орфические гимны, в которых вселенная уподобляется частям тела Зевса.

Сведения о космогонии в славянской мифологической традиции крайне скудны, восстановить картину мы можем только путем собирания смутных намеков, рассыпанных по различным источникам. Кое-какие уже знакомые нам моменты найти, однако, удается. Так, в одной из записей знаменитого русского мифологического компендиума под названием "Голубиная книга", сделанной Н.Е.Ончуковым, содержится аналогичное греческому положение о сотворении мира из тела Бога (уже христианского), а первочеловека Адама – из элементов Вселенной. Существование мотива вселенского брака неба и Земли подтверждается тем, что еще в начале века русские крестьяне называли небо Батюшкой, а землю – Матушкой(2); широко распространена в фолклоре формуле «Мать-сыра-земля».

Реферат опубликован: 6/11/2007