Опыт реконструкции индоевропейской космологической традиции

Страница: 1/14

Мифы полезны прежде всего потому, что они требуют толкования и не дают мысли бездействовать.

Саллюстий

Предлагаемый вниманию читателя очерк является попыткой наметить параллели в ряде индоевропейских космологических комплексов. Восстановление столь древних пластов коллективного сознания неизбежно наталкивается на сложности, обусловленные фрагментарностью и/или искажением первоначального материала и, следовательно, в немалой степени носит характер догадок и предположений. К тому же, в индоевропейской космологической тематике присутствуют и заимствования у соседних народов: семитов, хурритов, финно-угров и др., а некоторые мотивы и сюжеты имеют «общечеловеческий характер». Однако, раз ставши имманентными рассматриваемому кругу мифологий, они также являются предметом нашего исследования.

Индийские веды донесли до нас, пожалуй, хронологически старейшую картину зарождения, устроения и последующей гибели мира по представлениям арийских кочевников, однако древность ведийской традиции обусловила и наличие в индийском мифологическом комплексе множества порой противоречащих друг другу сюжетов. К этому культурному кругу примыкает и религиозная традиция Иранского нагорья, которая, дожив до середины первого тысячелетия н.э., была практически полностью искоренена фанатичными адептами ислама.

Мифология малоазийских хеттов (а также лувийцев и палайцев), не имевшая прямого исторического продолжения, известна во фрагментарной форме, что обусловлено хрупкостью глиняных табличек – основных носителей информации. К тому же, верования этих народов подверглись сильнейшему влиянию автохтонного населения и соседних высокоразвитых неиндоевропейских цивилизаций Ближнего Востока, придавшему значительное своеобразие древнеанатолийской мифологической системе. Не всегда однозначно трактуются и переводы с мертвых языков, на которых записаны тексты.

Греко-римский религиозный комплекс предстает перед нами в форме законченной стройной системы с четко распределенными между божественными персонажами ролями, с раз и навсегда установленной генеалогией и сюжетными линиями, т.к. основные сведения мы черпаем из литературных обработок мифов античными поэтами и драматургами. Это скорее художественная литература на религиозные темы: «Гомер и Гесиод, - по словам Геродота, - «научили эллинов богам: они распределили между богами священные имена, принадлежащие каждому, и закрепленную за ними область владычества, и подобающий каждому вид почитания; они наглядно описали образ каждого божества. Из хаоса местных культов… Гомерова школа должна была, прежде всего, собирать национальную веру».(1) В свою очередь, религиозно-мифологические представления оказали огромное влияние на формирование античной философии, что позволяет нам в определенной мере обращаться к трудам древнегреческих философов.

Материал по кельтской мифологии представлен в основном в сагах, записанных уже после христианизации Западной и Северной Европы, в которых древние боги низведены переписчиками-христианами до уровня культурных героев, а мифы дегенерировали в эпические сказки, в которых первичная теология персонажей в значительной степени «размыта». Сведения, сообщаемые о галльских верованиях римскими авторами, представляют собой настоящий ребус, т.к. мифология галлов воспринималась завоевателями через призму собственной религии, местные божества названы даже не своими именами, а имеют римские теонимы. Нельзя забывать и о нежелании друидов профанировать свое эзотерическое учение, что обусловило запрет на составление каких бы то ни было записей.

Лишь отрывочные сведения о языческих представлениях древних славян известны в изложении некоторых христианских авторов; в заметно стертом, зачастую - в искаженном виде они рассыпаны по сказкам и былинам. В своем «посмертном» варианте, известна и германо-скандинавская мифология, сюжеты которой тоже были записаны уже в христианскую эпоху.

Реферат опубликован: 6/11/2007