Иудаизм

Страница: 6/6

Соблюдение праздника субботы подчинено особо стро­гим правилам: в этот день не только нельзя выполнять ка­кую-либо работу, но нельзя приготовлять пищу, зажигать огонь, переносить что-либо в руках, прикасаться к день­гам и пр.

Из годичных праздников, о происхождении которых уже говорилось, доныне соблюдаются пасха (14 нисана по староеврейскому календарю), шеббуот (в пятидесятый день после пасхи, в древности праздник жатвы), рошгашана (новый год, осенью, в седьмой день месяца тишри), иомкипур (день прощения, на десятый день после Нового го­да), суккот (кущи, семидневный осенний праздник, когда по ритуалу требуется жить в особых шалашах — кущах), пурим (весенний праздник в память библейской истории Эсфири и Мардохая) и др.

Воздействие религии на жизнь еврейских общин было особенно глубоко благодаря системе религиозного воспи­тания и обучения. Мальчики с пяти-шестилетнего возрас­та обучались в синагогальных школах — ишибот, хедер. - Содержание обучения было исключительно религиозным и чисто механическим: мальчиков заставляли зазубривать тексты из Библии и Талмуда. Учителями (меламед) были люди, начитанные в религиозной литературе, но не имев­шие никаких других знаний.

Еврейская религия не только освящает и оправдывает, классовый гнет, но закрепляет и неравенство полов. Жен­щине иудаизм отводит подчиненное положение в семье и в обществе. Талмуд налагает на женщину множество уни­зительных ограничений; она не может быть свидетельни­цей в суде, не может выходить на улицу без покрывала и пр. Согласно Талмуду, жена — послушная раба мужа. Каждый верующий еврей ежедневно произносит молитву, в которой благодарит бога за то, что он не создал его жен­щиной, а женщина должна в молитве благодарить бога за то, что он создал ее для послушания мужчине.

Модернизм. Государство Израиль

В новейшее время — с начала XIX в. - стали делаться и сейчас делаются попытки модернизировать еврейскую ре­лигию, смягчить ее очевидное несоот­ветствие современному социально-экономическому строю и культуре. Многие «просвещенные» защитники религии толкуют иносказательно библейские рассказы, объявляют ненужными талмудические предписания. Богослужение в синагогах модернизируется (проповедь на местном живом языке, музыка и пр.). С другой стороны, проповедуется социальная демагогия, забота о бедняках. Между либе­ральными и ортодоксальными деятелями иудаизма разгоре­лась борьба. Несмотря на все попытки реформировать иудаизм, все более широкие массы еврейского населения во всех странах неудержимо отходят от религии, порывают с синагогой.

В наши дни в государстве Израиль буржуазно-реак­ционное правительство пытается возродить ортодоксальный иудаизм. Он объявлен государственной религией. В законодательстве, в суде господствуют библейско-тал­мудические принципы. Смешанные браки, евреев с неев­реями, запрещены законом. Воспитание и обучение в шко­лах религиозное. Передовые слои населения, руководимые Коммунистической партией Израиля, борются против этой политики, добиваясь отделения религии от государства и свободы совести.

Список литературы

1. С.А. Токарев «Религия в истории народов мира»

2. А. Ранович «Очерк древнееврейской истории»

3. Ю. Велльгаузен «Введение в историю Израиля»

Реферат опубликован: 3/05/2008