Иудаизм

Страница: 4/6

С другой стороны, пророки выступали и как полити­ческие публицисты. Некоторые из них были хорошо осве­домлены в международной обстановке, видели опасность, угрожавшую маленьким еврейским государствам со сто­роны более сильных соседей — Ассирии, Вавилонии; они предостерегали правящие круги от опасного союза с Египтом, предсказывали бедствия от вражеских втор­жений. Но они же утешали народ надеждой на то, что в конце концов, Ягве освободит и возвеличит свой народ.

Послепленный период

Переход к третьему периоду истории еврейской религии, который называется обычно «послепленным» или эпохой «вто­рого храма», ознаменовался тремя крупными событиями: во-первых, религиозной реформой иудейского царя Иосии (621 г. до н. э.), приведшей к резкой централизации куль­та; во-вторых, завоеванием Иерусалима вавилонским ца­рем в 586 г. до н.э. и уводом части иудеев в вавилонский плен; в-третьих, возвращением их из вавилонского плена при Кире Персидском, в 538 г. до н.э., и восстановлением Иерусалимского храма. Именно в этот период и сложились окончательно те черты иудаизма, которые считаются его характерными особенностями, а по мнению верующих, составляют даже его исконные и неотъемлемые свойства: строгий монотеизм, строгая централизация культа, кано­низация священных библейских книг.

Религиозная реформа царя Иосии имела свои полити­ческие причины. Она была произведена в обстановке наступления внешних врагов: Ассирии, незадолго перед тем разрушившей Израильское царство, а позже Египта и Вавилонии. Иудея нуждалась в укреплении всех своих сил. В основу реформы Иосия положил так называемую Пятую книгу Моисееву — Второзаконие. По распро­странившимся слухам, она была найдена, а на самом деле была составлена в эти годы. Второзаконие строго рег­ламентировало и правовую и обрядовую жизнь евреев, оно содержало законы против ростовщичества и кабального рабства — законы, имевшие целью несколько ослабить классовые противоречия. Но главное в этой книге — стро­гий принцип почитания единого бога Ягве, суровые угро­зы за всякое отступление от этого. В духе нового закона бы­ли приняты крутые меры по централизации культа.

После возвращения из плена землевладельческо-рабовладельческой аристократии классовые противоречия еще более обострились. Потребовались более сильные меры обуздания народа. А самостоятельной государственной власти у евреев уже не было, они были под властью Пер­сии. Вместо нее огромное могущество получило иерусалимское жречество, освободившееся от всякой конкурен­ции светской власти. Иноземные властители—персидс­кие, а позже греко-сирийские цари (Селевкиды) — покровительствовали иерусалимским жрецам, опираясь на них для закрепления своего господства над иудеями. Никакие другие культовые центры, кроме Иерусалимского храма, не допускались. Приносить жертвы Ягве иудеи могла только в Иерусалиме. В руки жрецов храма стекались теперь жертвы, приносимые молящимися со всех концов страны. В стенах храма скапливались сокровища, состав­ленные из различных пожертвований. Жертвы — очистительные, умилостивительные, благодарственные и др.— требовались от почитателей Ягве чуть не на каждом шагу; каждое случайное прикосновение к чему-нибудь нечисто­му требовало очистительной жертвы. Требовались и испол­нялись натуральные повинности в пользу храма. Жрецы

храма пользовались его богатствами для ростовщичества и еще более их умножали. У жрецов не было конкурентов. «Второй храм» превзошел по роскоши и богатству знаме­нитый храм Соломона.

Иерусалимское жречество представляло собой строго замкнутую наследственную касту, делившуюся на два слоя: священников и левитов, то есть храмовых прислуж­ников. Те и другие по-прежнему считались потомками колена Левия, получившими эту привилегию от самого Моисея и брата его Аарона

Монотеизм и богоизбранничество

Необычайное развитие иерократического строя повело и к подчеркнутому монотеизму, который именно в послепленную эпоху достиг своего полного выражения. Преж­ний племенной бог Ягве превратился теперь в единого бога — творца мира и вседержителя.

Следует подчеркнуть, что в иудаизме, таким образом, впервые в истории религии был провозглашен последо­вательный и принципиальный монотеизм, и не только провозглашен, но и проведен в жизнь. Тенденция к мо­нотеизму существовала и в египетской религии, и в вави­лонской, и в иранской, и эта тенденция всегда была отра­жением политической централизации, самодержавной власти царя.

Реферат опубликован: 3/05/2008