Государство Эстония

Страница: 11/12

5. Осуществление надзора за кредитными учреждениями

6. Представление Эстонии в международных финансовых, банковских и кредитных организациях

7. Составление платежного баланса Эстонии [15, c.655].

Именно БЭ выдает лицензии на валютные операции, определяет курс кроны на основе курса немецкой марки, утверждает правила ввоза-вывоза валюты и правила проведения международных рассчетов.

Как мы видим, круг этих вопросов очень широк, и задачи во многом тесно связаны между собой. Помимо этих функций, важную роль играет и консултьтирование органов власти: правительство не может принимать важные экономико-политические решения, если оно не выслушало точку зрения БЭ по данному вопросу. И хотя голос БЭ в данном случае является лишь совещательным, качество принятых решений от этого повышается [15, c.655-658].

Эффективное выполнение этих функций требует независимости, и БЭ действительно пользуется большой самостоятельностью: он не зависит от других государственных учреждений, не подчиняется правительству, а только дает отчет перед парламентом. Это позволяет ему стоять в стороне от политики, и кроме того благодаря этому удается избежать инфляционного фмнансирования бюджетного дефицита (т.к. БЭ не обязан кредитовать правительство) [15, c.658].

Для регулирования денежной политики БЭ располагает следующими полномочиями:

1. Эмиссия ценных бумаг, их продажа и покупка

2. Продажа и покупка драгоценных металлов и валюты

3. Утверждение правил, регулирующих дененжный рынок

4. Утверждение нормативов для действующих в Эстонии кредитных учреждений

5. Предоставление займов кредитным учреждениям

6. Утверждение процентных ставок БЭ

7. Утверждение лимита займов кредитным учреждениям

8. Применение санкций в отношении нарушителей правил денежного обращения [15, c.659].

Как мы видим объем прав БЭ довольно велик. Однако возникает вопрос: какая ответственность связана с этими правами и обязанностями? К сожалению, четкого ответа на этот вопрос я в законе не нашел.

Возникает и такое сомнение: хоть БЭ и огражден от воздействия политики, где гарантия, что он, обладая огромными полномочиями, не захочет вести собственную игру в политике? Честно говоря, ситуация с Социальным банком, когда БЭ пол года, ничего не предпринимая, наблюдал за тем, как политические интриги топят третий по величине банк республики, вызывает в лучшем случае недоумение. Так что, не смотря на общую “доброкачественность” закона о БЭ, некоторые его аспекты следовало бы доработать.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: БУДУЩЕЕ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЭСТОНИИ

В конце работы хотелось бы задаться таким вопросом: каковы будут основные приоритеты денежной политики страны в ближайшие несколько лет? Как мне кажется, в ближайшие годы на развитие финансовой сферы Эстонии будут оказывать определяющее влияние следущие факторы:

1. Приближение внутренних цен к мировым с существенно снизит инфляцию, но вместе с тем и прекратится рост валютного резерва за счет покупателей из-за рубежа.

2. Инвестиции, сделанные в экономику Эстонии, приведут к росту производства и улучшению качества товаров, но экспорт этих товаров все же вряд ли позволит компенсировать потери, связанные с резким уменьшением shopping-туризма.

3. Вместе с тем, не исключено и то, что из-за появления качественных отечественных товаров доля импорта в потреблении будет ниже, чем в настоящее время, однако

4. рост реальных доходов повысит покупательскую способность населения, что приведет к увеличению рынка многих товаров длительного пользования, которые в нашей стране не производятся.

5. Выплата дивидендов иностранным инвесторам приведет к оттку валюты из страны.

6. Cистема безналичных рассчетов (в т.ч. и при помощи магнитных карт) будет постепенно уменьшать роль наличных денег повысит эффективность нашей денежной системы.

Реферат опубликован: 31/01/2010