Классификация банковских розничных услуг

Страница: 6/7

Еще одним преимуществом смарт-карт над другими платежными карта­ми является и их многофункциональность. Благодаря встроенным микро­схемам, позволяющим осуществлять многие математические и логические операции, и значительному по объему хранимой на них информации одни и те же смарт-карты могут использоваться в различного типа автомати­ческих устройствах:

- в автоматах по продаже сигарет, прохладительных напитков, телефонных автоматах, на автомобильных стоянках и мойках, в автосервисах.

Банковские карты как разновидность платежных карт функциониру­ют в рамках определенной платежной системы. Участниками платежной системы являются:

- эмитент карт;

- держатели карт;

- торговые организации, обслуживающие карты, т.е. принимающие по ним платежи или представляющие другие услуги;

- кредитная организация — эквайрер;

- процессинговый центр;

- расчетный агент [20, с. 52].

Для расчетов с использованием расчетных и кредитных карт клиенту (физическому или юридическому лицу) открывается в банке счет, для чего с ним заключается договор банковского счета, предусматривающий совершение операций с использованием расчетных и кредитных карт. На этот счет зачисляются денежные средства, предоставленные банком. Возврат этих средств и уплата по ним процентов осуществляются в без­наличном порядке путем списания или перечисления соответствующих сумм с банковских счетов клиентов, открытых в банке-эмитенте или другой кредитной организации, а также наличными деньгами через кассу или банкомат (клиентами — физическими лицами).

По одному счету клиента могут совершаться операции с использова­нием нескольких расчетных и кредитных карт, выданных банком-эми­тентом. По нескольким счетам клиентов могут совершаться операции с использованием одной расчетной или кредитной карты, выданной бан­ком-эмитентом.

При совершении клиентом — физическим лицом операций с исполь­зованием предоплаченной карты договор банковского счета (договор банковского вклада) с ним не заключается.

Каждая карта должна содержать наименование и логотип эмитента, позволяющие его идентифицировать. Кроме того, карте присваивается персональный идентификационный номер (ПИН-код).

Клиент — физическое лицо осуществляет с использованием банковской карты следующие операции:

- получает наличные денежные средства в валюте РК или иностранной; валюте на территории РК и за ее пределами;

- оплачивает товары (работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности) в валюте РК на территории РК, а также в иностранной валюте за пределами территории РК;

- иные операции в валюте РК, в отношении которых законодательством РК не установлен запрет (ограничение) на их совершение, и в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства РК.

Клиент — физическое лицо может осуществлять с использованием предоплаченных карт данные операции за счет средств в валюте РК и/или в иностранной валюте, внесенных для расчетов с использованием предоплаченной карты.

Системы электронных денежных переводов. В системах электронных денежных переводов платежи осуществляются без открытия банковских счетов. Такие системы, как правило, работают с разовыми платежами и непостоянными клиентами. Открытие счета для случайного клиента и разового платежа существенно увеличивает коли­чество действий участников расчетов, требует больших затрат времени, хранения значительного числа документов.

В отличие от традиционных платежных систем, где единицами учета и документооборота являются одновременно и банковский счет, и пла­тежный документ, в системах, где нет клиентского счета, такой единицей учета является только платежный документ. В последнем случае он со­держит все необходимые реквизиты для однозначной идентификации получателя и плательщика, а также для удостоверения факта инициации и проведения платежа [21, с. 69].

Наиболее распространенными платежными карточками в Казахстане являются карточки международных систем, их доля составляет 97,9%, доля карточек локальных систем – 2,1%. Банками второго уровня выпускаются платежные карточки локальных систем: Altyn Card – АО «Народный банк Казахстана», Smart Alem Card – АО «БТА Банк», локальная карточка Сити Банка Казахстана – АО «Сити Банк Казахстана».

Кроме того, банками Казахстана выпускаются и распространяются платежные карточки международных систем: VISA International, Europay International, American Express International, China Union Pay, Diners Club International.

Ведение банковских операций на дому (home banking) или в офисе представляет собой самостоятельную форму банковских услуг физи­ческим лицам, основанных на использовании электронной вычисли­тельной техники и средств связи. Впервые подобные услуги были реа­лизованы в 1983 г. Банком Шотландии совместно с British Telecom.

Услуги дистанционного банковского обслуживания простираются от простейших информационных сервисов типа получения информа­ции об остатке на счете до таких сложных форм обслуживания, как получение кредита в режиме удаленного доступа или размещение зая­вок брокеру на фондовом или валютном рынке. Каналы доступа, то есть средства коммуникации, которые использует клиент для управле­ния счетами, могут быть самыми разными - банкомат, телефон, сото­вый телефон, Интернет, сервис-центр (Call-центр), электронная почта, факс. Банк, предоставляющий своим клиентам полный набор услуг дистанционного обслуживания, тем самым становится телекоммуни­кационно-финансовым центром, в который по разным каналам стека­ются распоряжения клиентов.

Клиенты такого «телекоммуникационного» банка могут использо­вать для проведения операций любой из поддерживаемых каналов дос­тупа или пользоваться различными комбинациями каналов в зависи­мости от ситуации. Например, можно использовать компьютер на ра­бочем месте при управлении счетами с работы, мобильный телефон - по дороге домой.

В зависимости от типа запрошенной операции соответствующее дистанционное распоряжение может обрабатываться в режиме реаль­ного времени (online) либо с определенной периодичностью (offline). Примером операций, проводимых в онлайновом режиме, может слу­жить конвертации валюты, при которых проданная валюта списывает­ся со счета, а купленная зачисляется на счет в течение нескольких се­кунд и может быть использована для проведения последующих опера­ций. Напротив, оплату коммунальных платежей целесообразно прово­дить в режиме offline [22, с. 107].

Часть банков развивает дистанционные услуги в виде дополнитель­ного сервиса прежде всего потому, что клиенту это удобно, а для лю­бого банка удобство клиента - инструмент борьбы за рынок. Развитие средств связи и одновременное увеличение числа людей, пользующих­ся платными услугами связи, способствовало развитию телебанкинга (от гр. tele - далекий). Сначала банки использовали телефонную сеть и операторские центры для обслуживания клиентов. Позже у клиен­тов появилась возможность, минуя оператора, самостоятельно осуще­ствлять необходимые действия с помощью прямого модемного соеди­нения.

Реферат опубликован: 14/06/2011