Экономическая теория

Страница: 8/44

Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.

Начало учения о рыночной системе хозяйствования положил Адам Смит в работе “О природе и причине богатства народа” в 1776 г. Смит считает, что объективной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека.

Адам Смит называл рынок невидимой рукой. Учение Смита нашло свое дальнейшее развитие в трудах Маркса “Капитал”, Ленина “По поводу так называемого вопроса о рынке” и австрийца Ф.Хайека, который определял рынок, как одну из форм спонтанного социального порядка.

Маркс и Ленин утверждали, что в основе рыночных отношений лежит общественное разделение труда.

В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса:

что производить;

как производить;

для кого производить.

В командной системе хозяйства между производителями и потребителями создаются громоздкие необыкновенно дорогостоящие структуры с огромной численностью работников, которые пытаются решать эти три вопроса.

В смешанной экономике между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений.

Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов:

закон стоимости;

спроса и предложения;

закон о денежном обращении.

Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда, затраченного на их производство.

Закон спроса и предложения - это объективный закон, который определяет соотношения между продавцами и покупателями.

Закон денежного обращения регулирует количество денег, которое необходимо обществу в дальнейший исторический период.

Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма.

Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара.

15. Классификация рынков. Структура и виды национального рынка. Рынок потребительских товаров и платных услуг.

Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.

Р - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.

Р - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг

Классификация Р:

Рынки можно разделить по признакам: степень монополизированности(формы конкуренции), меры гос. регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров и услуг.

По форме конкуренции: высококонкурентный, немонополизированный, (идеальный), монополистической конкуренции с дифференциацией продукта, олигополистический, дуополистический, монополизированный(чистая монополия).

По виду товара: предметов потребления и услуг; жилой площади, зданий, недвижимости; средств производства(включая землю), имущества; инвестиций; денег и ценных бумаг; рабочей силы(труда, рабочих мест); инноваций, духовного, интеллектуального продукта.

по территориальному признаку(местные, национальные, региональные, мировой);

функциональный признак(оптовый, неорганизованный);

по потребительским товарам(дефицитный-недефицитный, национальные или импортные товары).

Совокупность рынков одной страны наз. Национальным(внутренним) рынком. Он образует сферу обращения национальной экономики. Внутри него могут выделяться региональные рынки.

Классификация по территории: 1. Местный Региональный Национальный Межстрановых объединений Мировой.

Есть организованный, неорганизованный легальный - теневой

Бывают: - потребительский - дефицитный - перенасыщенный

Виды рынков: Рынок товаров и услуг Рынок ценных бумаг Рынок кредитных ресурсов Рынок недвижимости Рынок средств производства Рынок “ноу-хау” и другой информации Рынок труда Финансовый рынок или рынок капитала Рынок ссудного капитала Фондовые биржи

Различаются характером конкуренции: рынок свободной конкуренции чистая монополия (власть одного) монополистическая конкуренция (регулируется государством) олигополия (власть немногих)

Национальные рынки различаются валютой, налогами, национальными стандартами.

Рынок потребительских товаров - это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих мер:

Реферат опубликован: 16/02/2007