Безработица как социально-экономическое явление

Страница: 18/23

1. между подбором работы и выплатой пособий, что позволяет эффективно применить тест на го­товность к работе и, следователь­но, выполнить одно из ключевых предварительных условий для воз­никновения права на пособие;

2. между посредничеством в по­иске работы и активными програм­мами профессиональной подго­товки, чтобы гарантировать для безработного приобретение при­знаков, необходимых для заполне­ния доступных вакансий;

3.между администрацией, занятой выплатами пособий, и подразделениями, занимающимися направлением безработных на активные программы с тем, чтобы избежать фактов участия в программах с единственной целью возобновления права на пособия.

Политика вмешательства в течение периода безработицы

Характер политики вмешательства должен быть различен в начале периода безработицы и после многих месяцев, проведенных в поисках подходящего места. Например, нет смысла требовать от квалифицированного работника, находящегося в состоянии безработицы одну или две недели, чтобы он участвовал в общественных работах. И аналогично – едва ли стоит после 12 месяцев безработицы обучать человека составлению резюме: вряд ли это расширит возможности занятости.

Российский закон о занятости вообще обходит данный вопрос. Ряд его статей предусматривает некую систему приоритетов доступа к программам службы занятости. Так, ст.13 предусматривает “дополнительные гарантии” широкому спектру групп населения. В отношении этих групп закон гарантирует ряд мер, в частности: создание дополнительных рабочих мест, специальных организаций, разработку специальных программ обучения и т.д. Выбор данных групп в качестве целевых сделан скорее по социальным соображениям и в меньшей степени связан с их реальным положением на рынке труда.

Чтобы обеспечить более рациональный выбор, определить периодичность и степень вмешательств в течение периода безработицы, необходимо устанавливать некие нормы относительно того, что должно быть, с одной стороны, правом, а с другой – обязательством безработных (в особенности получателей пособий по безработице) на различных стадиях безработицы.

Наиболее эффективно было бы предложить интенсивную помощь в поиске работы небольшой гомогенной группе или, в идеале, в индивидуальном порядке, уже на ранней стадии безработицы. Но когда потоки безработных велики, слишком дорого обеспечить их всех такой помощью, особенно на индивидуальном уровне.

Следовательно, важно выбрать тех безработных, кто больше всего нуждается в помощи. По этой при­чине многие страны используют се­годня так называемое профилиро­вание искателей работы, чтобы идентифицировать тех, кому гро­зит долгосрочная безработица.

Профилирование и раннее вмешательство службы занятости

Первая регистрация ищущих ра­боту в службе занятости - критичес­кий момент всего периода безра­ботицы. В странах, где служба за­нятости рассматривается как уни­версальный поставщик государст­венных услуг соискателям работы (Россия, Франция, Германия и Швеция), всем безработным пред­лагается широкий диапазон форм обучения и мер помощи в поиске работы сразу после регистрации в службе занятости. Безработные мо­гут пользоваться этими услугами независимо от того, находятся они или нет в группе риска стать долго­срочными безработными. Только субсидии для создания рабочих мест ограничены: они предоставля­ются долгосрочным безработным или группам повышенного риска. Другие страны (Австралия, Велико­британия и Соединенные Штаты Америки) намного более избира­тельны на начальном этапе безра­ботицы. В Великобритании, напри­мер, обучение для взрослых безра­ботных доступно только после шес­ти месяцев поиска работы.

Законодательство Российской Федерации не ограничивает доступ граждан к любым программам и услугам в зависимости от стадии безработицы. Однако раннее вме­шательство как универсальную ус­лугу в широком масштабе все сложнее реализовывать в ситуации высокой и постоянной безработи­цы, ограниченности ресурсов. Для раннего вмешательства более под­ходят относительно дешевые меры, подобные помощи в поиске рабо­ты; гораздо реже применяются та­кие дорогостоящие меры, как суб­сидии и обучение.

Следовательно, всегда сущест­вует дилемма и надо выбирать между меньшим количеством ран­них вмешательств, заканчиваю­щихся обычно накоплением про­блем долгосрочной безработицы, и более ранним началом вмеша­тельств, что сопровождается увели­чением бюджетов службы занятос­ти. Поэтому необходимо решать, кому из безработных нужно пред­ложить те или иные услуги или они должны быть обязательными для членов определенных групп.

Реферат опубликован: 1/05/2006