Арбитражный процесс в Российской Федерации

Страница: 6/21

Специфика арбитражных процессуальных отношений состоит в том, что здесь в качестве юридических фактов выступают, как правило, процессуальные действия, совершаемые в сроки, установленные законом, либо назначенные арбитражным судом (ст. 96 АПК).

Объектом арбитражных процессуальных отношений являются экономические споры организаций, граждан-предпринимателей между собой (ст. 22 АПК).

Субъектный состав арбитражных процессуальных отношений по новому законодательству значительно изменился по сравнению с отношениями, существующими при рассмотрении дел в государственном арбитраже. Если ранее споры разрешались одним арбитром, то теперь они в определенных случаях могут рассматриваться коллегиально.

Значительно расширен состав лиц, участвующих в деле. Так закон предусматривает кроме сторон возможность участия третьих лиц, прокурора, государственных и иных органов, выступающих в защиту других лиц.

Если ранее действующим законодательством не предусматривалось участие свидетелей, то теперь в арбитражном процессе они участвуют как субъекты процессуальных отношений.

2. Нормативно-правовые акты, используемые при рассмотрении споров арбитражными судами Российской Федерации и регулирующие деятельность судов

Согласно части 1 ст. 11 АПК РФ источниками материального права, которые обязан применять арбитражный суд, являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные акты Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполнительской власти, нормативные акты субъектов Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации.

Нормативные акты перечислены здесь в определенном порядке, который предопределяет место каждого из них в иерархической системе российского законодательства. Акты, занимающие более низкое место в этой системе, должны соответствовать всем иным занимающим в ней более высокую ступеньку.

На первом месте стоит Конституция Российской Федерации — нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие.

Все законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ст.15). В Конституции содержатся нормы, определяющие положение арбитражного суда как органа, рассматривающего и разрешающего споры, основные начала его деятельности.

Далее законодательные акты, входящие в число источников, можно классифицировать по двум основаниям:

1) юридической значимости;

2) предметной направленности.

Юридическая значимость нормативных актов, как источников, различна. Это законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции органов государственного управления РФ и иных органов.

Предметная направленность законодательных актов также различна. В одних случаях это специализированные акты, применение которых было обусловлено необходимостью регулирования арбитражного судопроизводства, в других — законодательные акты, направленные на регулирование правовых отношений в иной сфере, но содержащие правовые нормы, регламентирующие определенные вопросы арбитражного судопроизводства или определяющие особенности разрешения некоторых видов споров.

Основными по значению законами — являются Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации от 5 мая 1995 г. и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 апреля 1995 г.

В законе “Об арбитражных судах в РФ определены задачи арбитражных судов, основные принципы их деятельности, права и обязанности судьи арбитражного суда, полномочия Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда, содержатся нормы, регулирующие другие отношения[4].

В арбитражном процессуальном кодексе подробно регулируются процессуальные отношения, связанные с предъявлением иска в арбитражном суде, подготовкой дел к судебному разбирательству, рассмотрением судом споров по существу, а также отношения, возникающие при апелляционном и кассационном обжаловании актов арбитражного суда, пересмотре вступивших в законную силу решений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, исполнении актов арбитражного суда.

В новом кодексе сохранены оправдавшие себя на практике институты и правовые нормы, закрепленные в АПК РФ 1992. Эти институты и нормы сформулированы в кодексе с коррективами диктуемыми накопленным арбитражными судами опытом, и с учетом стоящих перед ними задач на этапе углубления рыночных реформ.

Вместе с тем кодекс закрепляет ряд новых процессуальных институтов, новых отдельных правил, совершенствующих порядок рассмотрения и разрешения дел, обеспечивающих дополнительные гарантии защиты прав организаций и граждан-предпринимателей.

Реферат опубликован: 31/08/2009