Арбитражный процесс в Российской Федерации

Страница: 16/21

Право кассационного обжалования решения арбитражного суда, вступившего в законную силу, и постановления апелляционной инстанции имеют лица участвующие в деле (ст. 161), а также лица не привлеченные в деле. если арбитражный суд принял решение или постановления об их правах и обязанностях (п. 5, ч. 3, ст. 176).

Объектом кассационного обжалования могут быть только выступившие в законную силу решения арбитражных судов и постановления апелляционной инстанции (ст. 161).

Определения арбитражного суда могут быть обжалованы в кассационном порядке только в случаях, предусмотренных законом (ст. 179).

Решения, вынесенные по первой инстанции Высшим Арбитражным Судом РФ, окончательны и не могут быть обжалованы ни в апелляционном, ни кассационном порядке. Это следует из содержания ст. 135 и 162 АПК РФ.

Однако, чтобы по данному вопросу не было никаких сомнений, приведенное выше положение лучше было бы прямо сформулировать в Кодексе путем введения в ст. 161 исключительного правила.

Процессуальный закон детально регламентирует содержание, порядок и сроки подачи кассационной жалобы.

Кассационное производство введено в арбитражный процесс вовсе не для того, чтобы дублировать апелляционное. Оно имеет свои задачи, которые верно сформулированы в законе — проверять законность решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях (ст. 162). Для выполнения этих задач суд кассационной инстанции должен наделяться соответствующими полномочиями.

Статьи 180 АПК РФ устанавливает круг судебных актов, которые могут быть объектом пересмотра в порядке надзора, процессуальные средства возбуждения деятельности суда надзорной инстанции.

Объектом пересмотра в порядке надзора могут быть не только вступившие в законную силу решения суда первой инстанции, но и постановления, вынесенные апелляционной и кассационной инстанциями. В порядке надзора пересматриваются как вступившие в законную силу решения, вынесенные арбитражными судами субъектов Российской Федерации, так и решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вынесенные по первой инстанции.

Не могут быть предметом судебно-надзорного органа, а является лишь поводом для истребования должностным лицом дела для решения вопроса о наличии (отсутствии) оснований для принесения протеста в порядке надзора.

В ст. 181 АПК РФ указаны перечень и компетенция лиц, имеющих право на принесение протеста в порядке надзора на вступившие в законную силу акты арбитражного суда.

По новому АПК РФ право приостанавливать исполнение решения, постановления предоставлено не только Председателю Арбитражного Суда Российской Федерации, но и его заместителям (ст. 182). Суд же, рассматривающий дело в порядке надзора, такого права не имеет.

Каждое из указанных выше должностных лиц может приостановить исполнение лишь тех судебных актов, на которых ему предоставлено право принести протест.

Вместе с тем они не вправе приостановить исполнение решения, постановления, которое суд обратил к немедленному исполнению в соответствии со ст. 135 АПК РФ.

В порядке надзора могут быть опротестованы не только решения и постановления, но и вступившее в законную силу определения арбитражных судов (ст. 191). Их исполнение тоже может быть приостановлено по ст. 182 АПК РФ.

По действующему закону в системе арбитражных судов функционирует только один судебно-надзорный орган — Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст. 15 Федерального конституционного закона РФ "Об арбитражных судах в РФ" от 12 апреля 1995 г.).

Президиум созывается по мере необходимости. Он правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума.

В ст. 184 АПК РФ содержится новое правило об истребовании дел. При наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора дело истребуется из соответствующего арбитражного суда должностными лицами, перечисленными в ст. 181 АПК РФ, и не может быть направлено для проверки в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации без их распоряжения.

Поводом для истребования дела из соответствующего суда являются заявления сторон, других лиц, участвующих в деле, граждан и организаций, не являющихся лицами, участвующими в деле на права которых повлияло вынесенное решение или постановление и др.

Реферат опубликован: 31/08/2009