Развитие и воспитание детей раннего возраста

Страница: 21/25

Понимание речи. На протяжении третье-Речь и мышление рд рддд жизни происходит дальнейшееобогаще-

ние смыслового содержания речи. Дети хорошо понимают взрос­лого, когда он говорит о том, что непосредственно их окружает, связано с их переживаниями. Обобщенное значение для детей начинают приобретать не только слова, обозначающие предметы и действия, связанные с непосредственным чувственным опытом, но и обозначающие качества, свойства предметов. Так, на вопрос “Кто летает?” ребенок отвечает: “Бабочка летает, муха летает, самолет летает” (2 года 9 мес.). Или воспитатель говорит:

“У тебя красное платьице, а где еще ты видишь красный цвет?” Ребенок отвечает: “Красный флажок, бантик у Люды, красные кубики, а еще арбуз бывает красный”.

Дети начинают устанавливать причинную связь отдельных, часто повторяющихся явлений, делают сравнения, умозаключе­ния: “На улице холодно, надо надеть пальто”, “Снег, как сахар” и т. п. О незнакомом взрослом человеке, который проверяет пульс у ребенка, дети спрашивают: “Он что, доктор?”

Однако понимание речи окружающих взрослых недостаточно совершенно. Необходимо продолжать упражнять детей в разли­чении предметов по внешнему виду, знакомить с отдельными их признаками, словесным обозначением. Детей уже нужно побуж­дать к группировке однородных предметов, которые можно на­звать одним словом (мебель, посуда, игрушки).

Малышей учат понимать разнообразные вопросы: “Кто это?”, “Что это?”, “Во что одет?”, “Что везет?”, “Почему? ”, “Когда? ”, “Зачем? ”

Ребенок третьего года жизни уже понимает рассказ, не сопро­вождаемый демонстрацией предметов, иллюстраций, с интересом

152

слушает знакомую сказку без показа иллюстраций. Он с удо­вольствием вспоминает о недавних событиях из его жизни, поэто­му в повседневном общении с малышом нужно побуждать его рассказывать о празднике, прогулке и пр.

Активная речь. Словарь детей растет так быстро, что трудно поддается точному учету. К трем годам в нем насчитыва­ется 1200—1500 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя еще не всегда правильно. В речи детей много глаголов, существительных, пользуясь которыми они строят простые предло­жения: “Я нарисую самолет”, “Машину построю”. Кроме глаго­лов и существительных, дети довольно широко используют место­имения, особенно личные. Они начинают пользоваться предлога­ми, прилагательными, хотя их еще недостаточно в словаре. Часто это бывает оттого, что воспитатель, увлекаясь показом действий, забывает называть качества существенных признаков предме­тов (зеленая травка, пушистая шерсть у котенка и т. п.).

В речи детей третьего года жизни появляются падежные окончания, дети используют глаголы не только в настоящем, но и в будущем и прошедшем времени, хотя еще допускают ошибки:

“Мы завтра ходили в зоопарк”. Малыши легко запоминают не­большие стихи, песенки.

Период третьего года жизни характеризуется большой рече­вой активностью. Дети много говорят во время игр и занятий, сопровождая речью свои действия и часто ни к кому не обра­щаясь. Они задают много вопросов: “А как называется?”, “А зачем он пришел?” После 2 лет 6 мес. речь ребенка становится как бы регулятором его поведения. Малыш говорит: “Огонек трогать нельзя, больно будет”. Так развитие речи и мышления начинает оказывать большое влияние на поведение ребенка.

Наблюдая за окружающим и самостоятельно действуя, полу­чая при этом правильные словесные пояснения взрослых, ребе­нок все больше познает окружающее, ориентируется в нем, ос­мысливает доступные его пониманию явления и события. Под влиянием развития речи и в процессе деятельности у детей происходит дальнейшее совершенствование психических процес­сов: восприятия, внимания, памяти, начинают развиваться вообра­жение, которое больше всего проявляется в игровой деятельности.

Формирование речи определяет возникновение Игра новых форм отношений между малышами, по-и взаимоотношения степенный переход от одиночных игр и игр

рядом к простейшим формам совместной иг­ровой деятельности.

Речь служит не только основным средством общения ребенка со взрослыми (что уже имело место к двум годам), но и сред­ством общения с другими детьми. Воспитатель сврим примером и прямым указанием учит детей ласковому обращению друг с другом, побуждает их к взаимопомощи (застегнуть пуговицу другому ребенку, подвинуть тарелку с хлебом соседу), проявле-

Реферат опубликован: 25/09/2006