Развитие и воспитание детей раннего возраста

Страница: 20/25

Весьма важны для развития движений общеукрепляющие упражнения, которые дети выполняют на физкультурных заня­тиях в положениях стоя, сидя, лежа.

В игровой комнате должно быть достаточно места, чтобы дети могли свободно бегать, играть в мяч и другие подвижные игры. В их пользовании должны быть игрушки, способствующие раз­витию движений: мячи различных размеров, трехколесные вело­сипеды, всевозможные тележки, автомобили. На участке следует

150

иметь специальные пособия — шестигранник, доски необходимой ширины.

Программа воспитания в детском саду определяет следую­щие ведущие линии в развитии детей третьего года жизни:

активная направленность на выполнение действия без помо­щи взрослого, простейшие формы выражения самостоятельности;

дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления и по­явление элементарных видов речевых суждений об окружающем;

образование новых форм отношений между детьми, постепен­ный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим фор­мам совместной игровой деятельности.

На третьем году жизни самостоятельность де­формирование тей формируется интенсивно. “Я сам”, — гово-р^. ^ддущ Если взрослые не удовлетворяют желание ребенка действовать самостоятельно, то часто возникают капризы, упрямство или вредная привычка к бездеятельному состоянию, постоянному ожиданию помощи окружающих.

Самые элементарные проявления самостоятельности у детей 2—3 лет тесно связаны с содержанием их деятельности. Они вы­ражаются в независимых от взрослого действиях, направленных на выполнение определенной задачи.

Самостоятельность малышей проявляется в режимных про­цессах, где совершенствуются навыки самообслуживания; в игре, когда ребенок самостоятельно, без подсказки взрослого воспро­изводит один-два эпизода из жизни. На занятиях дети само­стоятельно придумывают и осуществляют постройку; при выпол­нении трудовых поручений помогают воспитателю вынести на участок игрушки, расставить тарелки с хлебом перед обедом, по­кормить рыбок, птичку и т. д. Самостоятельность проявляется и во взаимоотношениях между детьми. Ребенок по своей ини­циативе выражает внимание к сверстникам: жалеет, оказывает помощь.

Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных ситуациях проявляется и формируется детская само­стоятельность — важное и сложное качество личности.

В целях успешного развития самостоятельности детей воспи­татель знакомит малышей с определенными небольшими обязан­ностями: например, не разбрасывать игрушки, по просьбе взрос­лого собирать их, расставлять? по местам, беречь одежду, не шуметь, когда занимается часть детей, и т. п. Он обогащает малышей знаниями и умениями, необходимыми в самообслужива­нии при пользовании игрушками, обращении со сверстниками и взрослыми. Следует специально создавать условия, чтобы дети могли применять свои знания, проявить самостоятельность, на­пример одеть куклу для прогулки, завернуть себе рукава перед мытьем рук.

Обучать детей самостоятельности можно, показывая им ре­альные действия (мытье рук, пользование полотенцем), а также

151

инсценировки с игрушками (одевание и кормление куклы и т. п.). При этом важна оценка, поощрение ребенка, привлечение вни­мания других детей к проявлениям самостоятельности.

По мере накопления детьми конкретных сведений взрослые меньше показывают, а чаще прибегают к словесному указанию. Вначале объяснение носит более подробный характер, но посте­пенно становится возможным ограничиться краткими напомина­ниями.

В процессе организации самостоятельной деятельности детей воспитатель от прямого п®дсказа, чем заняться (“покорми кук­лу, покатай ее в машине”), переходит к использованию наводя­щих вопросов: “Разве твоя дочка еще не выспалась? Может быть, пора вставать, чтобы не опоздать в детский сад?”

Формирование самостоятельности — сложный процесс. Недос­таточно добиваться, чтобы дети усвоили некоторые необходимые сведения и умения, научились совместно играть, оказывать по­мощь друг другу. Необходимо еще сформировать у них стрем­ление активно действовать в соответствии с накопленными сведе­ниями и умениями.

Реферат опубликован: 25/09/2006