Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности

Страница: 9/27

Человеку необходимо постоянно под­держивать в себе интерес к жизни, к окружающему миру. Поэтому в высшей степени желательно соединение эстетичес­кого и этического начал в личности.

Воспитание, основанное на глубоком знании моральной организации человека. Чтобы выжить, обществу предсто­ит научиться более искренней терпимос­ти, чем ныне признаваемая.

Социальная педагогика служит цели облагородить, очеловечить разрушительные эгоистичес­кие природные влечения, ибо иначе со­вместная жизнь людей становится невоз­можной. В связи с этим необходимо пре­одолеть отчуждение человека от культуры. Педагог должен способствовать интериоризации культурных предписаний, сочетая внутренние задатки ребенка с активно взывающими к их развитию внешними обстоятельствами, приводя к первым успехам и закрепляя их последу­ющими Содержание воспитания. Что же необходимо знать каждому члену общества? То, что полезно для домашнего хозяйст­ва, для ведения своих дел, свободного развития способностей и профессиональ­ных навыков, для умения осуществлять и защищать свои права, для понимания своих обязанностей и возможности их хорошего исполнения; суждения о поступ­ках по точным критериям; то, что полез­но для отторжения внушения.

Новым поколениям необходимо знать пути самоуничтожения человечества. К ним мы относим прежде всего глупость, невежество, жадность и недальновид­ность. История человеческой глупости представляет собой ценный компонент содержания воспитания: она "учит" учиться на уже совершенных ошибках. Однов­ременно история заблуждений и трагедий разума полезна в том смысле, что способ­ствует развитию осторожности, строгости суждений, дает представление о сложнос­ти умственной работы, учит уважать ее и проверять конечные результаты.

Социальной педагогике предстоит оказать помощь молодежи в усвоении целей жизни, а зна­чит, своей деятельности. Этому служит эволюция культуры и науки. Их история помогает новым поколениям лучше по­нять современность. В истории искусств, ремесел, теорий, технологий, социальных устройств и т.д. приращение знаний о законах мира предстает как бы в замедлен­ной киносъемке, раскрывающей драму людей и идей, обобщающей причины ус­пехов и поражений человечества. Это поз­воляет усвоить законы развития про­гресса, застоя и регресса в исторической перспективе.

Большое значение имеет и изучение истории субъекта познания (его рацио­нальности и самого понятия): оно воспи­тывает конструктивность мышления, рас­полагает к творчеству и служит просвеще­нию в более обширном смысле — как выходу человеческого рода из состояния несовершеннолетия в состояние свободно­го неразрушительного творчества жизни.

Огромное значение приобретает усвое­ние методов познания, понимание их сравнительной эффективности, развитие способности к их уместному и правильно­му применению. Научное и учебное по­знание имеет грани взаимодействия, поз­воляющие применять методы науки в воспитательных целях. Так, интроспекция, в психологической науке служащая мето­дом исследования и диагностики, является одновременно и эффективным способом самосовершенствования.

Любовь, свобода, гармония — вот три величайшие силы в воспитании человека, его счастье и судьбе. Они дают защиту от (ужасов мира, закаливают в жизненной борьбе и уравновешивают немногие радости со многими скорбями.

Школа должна защи­щать, развивать, поощрять са­мостоятельность и ответственность. Такое воспитание позволяет преодолевать страх людей перед свободой личного выбора.

Ни одно действие растущего человека не может быть совершено без предвари­тельного размышления над причинной зависимостью одних поступков от других: только таким образом можно развить ценнейшую способность предвидеть пос­ледовательность и последствия действий.

Взгляд в будущее.

Опасность человечеству исходит пре­жде всего от неправильного воспитания, укореняющего самодовольное и не подо­зревающее о себе скудоумие, жадность, безответственную недальновидность.

Обществу приходится опасаться ново­го деспотизма. Ибо оно столкнулось с ростом невежества, научившегося добиваться власти, — властвующего невежества серых, поверхностно образованных людей. Отсюда — жесточайшие наши беды

Социальная справедливость может войти только в свободную страну. Поэтому интеллектуальная свобода обладает всемирно-историческим спа­сительным значением.

Реферат опубликован: 1/03/2010