Виды и типы уроков истории

Страница: 6/8

Зачастую на уроке все звенья процесса обучения взаимно переплетаются в изучении нового материала, и выде­лять их как структурные элементы нет необходимости. Здесь приобретает особую значимость характер деятельности учащихся на разных уровнях, запланированных учителем. И хотя опрос в начале урока не проводится, контрольно-проверочная его функ­ция может осуществляться во время коллективного обсуждения или индивидуальной письменной или устной работы учащихся.

Предложен детальный перечень структурных элементов обуче­ния, которое начинается с постановки цели (а), за которой сле­дует изучение нового материала (б), его воспроизведение и уп­ражнения в действиях по образцу (в), творческое применение усвоенного в новых ситуациях (г), введение усвоенного в систему уже наличного опыта (е), контроль за результатами обуче­ния (ж)»'. Дидакты подчеркивают разнообразие сочетаний при­веденных элементов и количество их набора в каждом конкрет­ном случае.

Закрепление материала может происходить как в процессе изучения нового, так и в конце урока после его изучения. Урок может быть и полностью посвящен повторению или обобщению ранее пройденного материала.

Замысел каждого урока зависит от его содержания, основ­ной дидактической задачи, целей и типа.

Современный урок истории должен соответствовать ряду требований. Важнейшие из этих требований:

1) соответствие со­держания урока уровню развития исторической науки и задачам воспитательной работы,

2) четкость цели урока в неразрывном единстве образова­тельных, воспитательных и развивающих задач. Учитель мотиви­рованно может уделить преимущественное внимание какому-то одному аспекту урока, исходя из особенностей его содержания, уровня знаний и умений класса, но при этом должны быть в той или иной степени реализованы и другие его аспекты;

3) определение главного, существенного для каждого урока, с тем чтобы оно было понято и усвоено всеми учащимися класса. В настоящее время определение существенного для каждого от­дельного урока является ключевой проблемой. Определение су­щественного требует от учителя установления ценности и значи­тельности различных элементов материала учебной программы в целях развития личности в процессе обучения с учетом реальных условий в каждом классе;

4) целесообразный выбор средств и методических приемов для каждой части урока;

5) организация активной познавательной деятельности уча­щихся. При этом урок должен отличаться целостностью, внут­ренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертыва­ния деятельности учителя и учащихся.

При проведении урока любого вида необходимо обеспечить его тематическую целостность и законченность, т.е. органическое единение всех его элементов (проверка знаний, повторение, изучение нового материала и т.д.) и вместе с тем определенную завершенность в раскрытии темы урока, связь каждого данного урока с предыдущими и последующими.

Важным требованием к уроку является умение учителя обеспечить мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу.

Чувства и мысли неразрывно связаны между собой. Мысль, поддержанная большим чувством, глубже запечатлевается в сознании учащихся. Сам процесс мышления вызывает и соответ­ствующие чувства.

Все это свидетельствует о том, насколько важно умение учи­теля создать на уроке атмосферу духовного общения с учениками, вызвать у них напряженную работу мысли и эмоциональное от­ношение к- изучаемому. Без этого задачи урока, особенно воспи­тательные, решить невозможно.

Эмоциональную обстановку на уроке создает и живое, окра­шенное человеческим чувством слово учителя, и интересный до­кумент, учебный кинофильм и т. д. Значительно повышает эмо­циональность урока истории привлечение отрывков из художест­венной литературы. Они усиливают интерес учащихся, к уроку, помогают созданию ярких образных представлений об изучаемой эпохе, жизни народных масс я исторических деятелей.

Подлинный интерес к уроку, эмоциональное отношение к, изучаемому создаются не только путем приведения: яркого мате­риала об исторических событиях, но и путем создания проблемной ситуации, постановки интересной учебно-познавательной задачи, путем стимулирования личностного отношения учащихся к изучаемым фактам.

Подготовка учителя к уроку должна опираться как на все­сторонний анализ программы, где сжато сформулированы цели и задачи истории, как школьного учебного предмета в целом и каждого ее курса, так и на знание всех компонентов содержания учебника. Подготовке конкретного урока предшествует составле­ние тематического планирования, в котором содержание разби­вается на логически целостные части, подлежащие изучению на каждом уроке по данной теме. Существуют краткие и подробные формы тематического планирования. Обязательными его компо­нентами должны быть название темы и перечень ее образова­тельно-воспитательных и развивающих задач.

Реферат опубликован: 29/11/2008