Виды и типы уроков истории

Страница: 5/8

Семинарские занятия характеризуются большей, чем любой другой тип урока, степенью самостоятельности учащихся в под­готовке к семинару. Урочное время за исключением кратких ввод­ного и заключительного слов учителя целиком предоставляется учащимся для обсуждения темы семинара.

За неделю до семинара учитель сообщает классу его тему, дает план и перечень основных источников знаний для подготов­ки. Некоторые вопросы, требующие углубленного освещения, по поручению учителя готовят заранее отдельные ученики. На се­минаре по своему желанию или по вызову учителя учащиеся ос­вещают основные вопросы плана. Класс участвует в их обсуж­дении. Заслушиваются и обсуждаются подготовленные сообще­ния, содержащие дополнительную информацию по теме семинара. В заключительном слове учитель оценивает качество подго­товки учащихся к семинару и обобщает главное в его содер­жании.

Уроки-семинары успешно осуществят все свои задачи, если у учащихся будут сформированы на достаточно высоком уровне необходимые для таких занятий умения. Наиболее интенсивно они отрабатываются на специальных уроках применения знаний и формирования умений. Учитель вооружает учащихся рацио­нальными приемами учебной деятельности и создает условия для их применения на все более высоком уровне трудности. Эти уро­ки могут иметь в основе небольшой по объему и нетрудный 1ю содержанию новый учебный материал, могут они строиться и на пройденном материале, но на новых для учащихся источниках знаний. В практике преподавания такие уроки называют лабо­раторными. Основное время такого урока (30—35 мин) учащие­ся работают самостоятельно по теме урока с указанными учите­лем источниками учебной информации.

На первых порах школьники пользуются подсказанными учи­телем приемами, а затем по собственному выбору применяют свои. умения в новых ситуациях. Учитель осуществляет преимущест­венно управленческую функцию, организуя работу учащихся. Деятельность учителя определяет степень продуктивности учеб­ной деятельности учащихся. Она заключается, во-первых, в целе­сообразности выбора темы урока для организации лабораторной работы учащихся с учетом ее объема, степени известности материала, уровня сформированности умений учащихся. Во-вторых, важно четко и целесообразно спланировать содержание струк­турных элементов урока, предусмотрев характер источников зна­ний, с которыми будут работать учащиеся, сформулировать во­просы и задания так, чтобы они обеспечивали формирование за­планированных умений. В завершающей части урока учителю не­обходимо оценить его результативность, чтобы на последующем уроке подобного типа еще раз закрепить те или иные умения, слабо усвоенные на данном уроке, или включить новые, более сложные умения.

Самостоятельно работая на уроке с текстом учебника, исто­рическим документом, наглядными пособиями, ма­териалами периодической печати, учащиеся устно или письменно формируют и закрепляют умения анализировать и выделять глав­ное, обобщать, сравнивать, делать выводы, устанавливать взаи­мосвязи между явлениями и событиями, давать им нравственную и правовую оценку. В процессе лабораторных уроков вырабаты­ваются умения извлекать информацию из текстовых и внетекстовых компонентов учебника и других источников, оформлять план, тезисы, рефераты и т. д.

Для Х—XI классов наряду с уже отмеченными типами уроков (лабораторные, семинарские, уроки обобщения), где наиболее наглядно обнаруживаются знания и умения старше­классников, приобретают значение и такие формы, как собеседо­вания, консультации. Они открывают возможности как для про­верки знаний и умений, так и для индивидуального обучения.

3. Замысел урока

Замысел урока, или его план, включает в себя следующие моменты: что собой представляет содержание учебного материала; как будут усваивать его ученики, т.е. каковы методы обучения и формы организации познавательной деятельности; какую часть материала они могут усвоить сами; какая часть материала потребует помощи учителя при сто усвоении; что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при постижении нового; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и легким, а что трудным; каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие задачи.

Каждый урок имеет свою структуру. Традиционными его элементами являются: проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала; закреп­ление; домашнее задание. Эти структурные элементы на многих уроках почти все реализуются.

Необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения или опусканием тех из них, которые не обяза­тельно вводить в его структуру. Структурные элементы урока весьма подвижны: проверка зна­ний (опрос учащихся) может происходить до объяснения нового материала, в процессе объяснения или вовсе не осуществляться на данном уроке. Например, многие уроки из те­мы курса истории средних веков «Западная и Центральная Евро­па в V—XI вв.» взаимосвязаны идеей установления и развития феодального строя в Западной Европе. Содержание каждого по­следующего урока может быть усвоено учениками только при отчетливом понимании предыдущего материала. Поэтому все уро­ки темы лучше начинать с опроса.

Реферат опубликован: 29/11/2008