Виды и типы уроков истории

Страница: 3/8

Урок изучения нового материала весьма часто строится на сочетании изложения учителя, беседы и самостоятельной работы учащихся с текстовыми или наглядными источниками информа­ции. Он характеризуется многообразием методических приемов, призванных формировать различные умения учащихся, активизи­ровать их деятельность как на репродуктивном, так и на твор­ческом уровне, что обеспечивается постановкой и решением проб­лемных вопросов и заданий.

Умения работать с книгой, строить связный пересказ содер­жания параграфа, исторической картины, других видов иллюст­ративного материала, самостоятельно формулировать выводы, анализировать и обобщать исторические факты на основе их опи­сания в учебнике, документах, наглядных пособиях, составлять простой и развернутый план, тезисы, реферат и многие другие, перечисленные в программе, наиболее интенсивно формируются в V—VIII классах в ходе обсуждения нового материала, подго­товленного дома по учебнику. Уроки такого типа характеризу­ются постановкой специальных упражнений с показом учителем того, как надо подготовить урок дома, на что обратить внима­ние, над какими вопросами подумать. Предварительное ознаком­ление с новым материалом по учебнику дома расширяет воз­можности для прочного усвоения основного содержания и фор­мирования различных умений учащихся. Обсуждая с учениками полученную из учебника информацию, учитель разъясняет труд­ные вопросы, приводит дополнительные яркие факты, обращает внимание на иллюстративный материал и др.

Самый распространенный тип урока в средних классах — комбинированный урок. Он имеет много достоинств: благодаря опро­су устанавливается ясная картина глубины и прочности знаний учащихся по содержанию пройденного материала, генетически связанного с данным уроком. Такая связь обеспечивает понима­ние учащимися идеи развития, формирует исторический подход к явлениям и событиям. В процессе опроса наиболее полно осу­ществляется контроль за знаниями и умениями, при этом проис­ходит формирование и развитие таких умений учащихся, как связно описывать события и явления, работать с исторической картой, составлять тематические и синхронистические таблицы, письменно составлять план ответа и др.

Место и тематика уроков обобщения запланированы програм­мой по каждому курсу истории. В учебниках помещены специ­альные параграфы или заключения к главам и разделам, где из­ложено основное содержание таких уроков, дан перечень вопро­сов и заданий, руководствуясь которыми учитель строит такие уроки. Ввиду особой важности уроков обобщения для формиро­вания системы знаний и закрепления в памяти учащихся важ­нейших фактов, понятий и идей программой выделены часы на их 'проведение. Так, в программе по истории древнего мира ука­заны семь уроков обобщения по важнейшим темам и два урока итогового повторения в конце учебного года, определены основные вопросы содержания каждого такого урока. Например, на уроке по теме «Древний Египет» знания учащихся обобщаются по двум вопросам:

1) Основные черты рабовладельческого строя.

2) Использование религии и культуры в классовых интересах рабовладельцев.

На уроках итогового повторения знания обоб­щаются по вопросам:

1) Древнейшие очаги цивилизации Древне­го Востока и античного мира.

2) Основные черты и место в ми­ровой истории первобытнообщинного и рабовладельческого строя.

3) Вклад народов древнего мира в развитие мировой культуры, его значение для современности.

В программе по истории средних веков тоже определены уро­ки обобщения по некоторым темам и по всему курсу, дан пере­чень основных положений, подлежащих рассмотрению на этих уроках.

Тема и план повторительно-обобщающего урока с указанием параграфов учебника и других источников знаний сообщаются учащимся за два-три дня до его проведения. Обычно это делает­ся на предыдущем уроке. На самом уроке в ходе индивидуаль­ных развернутых ответов учащихся и фронтальной беседы об­суждаются пункты его плана. По ходу обсуждения учитель ста­вит дополнительные вопросы и делает краткие заключения по пунктам плана. Иногда устное обсуждение содержания сочетает­ся с выполнением письменной работы: составлением тематических таблиц на сравнение явлений, плана ответа по новому для уча­щихся документу, содержание которого совпадает по смыслу с соответствующими теме урока параграфами учебника, изученны­ми ранее и еще раз прочитанными в процессе подготовки к уроку обобщения. Урок обобщения с включением лабораторной работы позволяет учащимся проявить учебные умения, показать уровень их сформированности. Осуществляется обобщение знаний и при­менение умений на высоком уровне познавательной деятельности каждого ученика.

Велика обучающая роль уроков обобщения. На них выявля­ется уровень усвоения учащимися основных исторических фактов, понятий темы, раздела, курса, понимания законов развития об­щества, решающей роли народных масс в историческом процессе и многих других идей. Эти уроки развивают логическое и исто­рическое мышление учащихся, контролируют качество знаний и умений учащихся.

Реферат опубликован: 29/11/2008