Аудирование на начальном этапе обучения

Страница: 26/29

3. Вам предстоит выступить на международном симпозиуме по развитию космических исследований. Прослушайте летопись развития космонавтики и выберите те факты, которые вы включите в свой доклад (запишите некоторые из их на родном или изучаемом языке).

Заинтересовать учащихся прослушиванием текста и обеспечить его более полное понимание помогают следующие при­емы: 1) учитель демонстрирует рисунок (серию рисунков, эпифильм) и просит учащихся высказать на родном языке свое мнение о действиях изображенных на них персонажей. Затем учащиеся аудируют рассказ и сравнивают его содержание со своими высказываниями; 2) по выписанным на доске заголов­ку, ключевым словам и выражениям учащиеся должны определить, о чем пойдет речь в тексте; 3) по ходу рассказа учитель задаст вопросы типа: «А что же было (будет) дальше?» «Как же он поступит?» «Чем кончится эта история?» И т. д.

Проверяя понимание прослушанного текста, учитель может предложить учащимся придумать рассказу другую концовку, оценить действия главного персонажа, ответить на вопрос, как бы они поступили на его месте. Активность слухового восприятия учащихся стимулируют задания соревновательного харак­тера: 1) прослушайте текст и проставьте на листках бумаги номера предложений, соответствующих содержанию прослушанного текста (предложения выписаны на доску до прослушива­ния текста); 2) прослушайте текст и угадайте имена действую­щих персонажей (текст составлен но мотивам известных учащимся сказок, рассказов, фильмов, событий).

Существует реальная возможность формирования умений и (навыков устной речи на основе аудирования на занятиях кружка. Наиболее предпочтительными являются способы, которые создают ситуации естественного речевого общения, стимулируют учащихся высказаться, обменяться мнениями, экономинчны по времени. Задания по прослушанному тексту должны быть творческими, отличными от тех, которые выполняются на уроке. Желательно, чтобы они имели проблемный характер, побуждали учащихся применять в ответах полученные ранее знания, ставили их перед необходимостью сравнивать, догадываться, искать решение в самом тексте. Названные зада­ния выполняются учащимися с использованием лексико-се-мантических опор в виде таблиц или записей фактического и языкового материала на доске. В них содержатся план выска­зывания, ключевые слова и речевые образцы (законченные или незаконченные). Опоры служат не только речевой поддерж­кой, но и способствуют лучшему пониманию и запоминанию аудитивного материала.

Развитие умений и навыков устной речи на основе аудирования требует соответствующей целевой установки, Так, на од­ном занятии кружка учитель сообщает учащимся о том, как он собирается провести вечер, и просит их задавать ему вопро­сы с целью уточнения деталей. На другое занятие учитель приглашает старшеклассников с подготовленным рассказом о работе летом в составе учебно-производственной бригады, или о будущей профессии, или о летней поездке (экскурсии), а члены кружка расспрашивают своих старших товарищей. В старших классах рекомендуются целевые установки типа: «Я расскажу вам об одном интересном происшествии. Выскажите свое мнение о нем, пользуясь выписанными на карточки сло­вами и речевыми образцами .» «Вчера в газете появилось со­общение о том, что . Как это могло произойти? Известны ли вам аналогичные случаи?» И т. д. Небольшой по объему аудитивный текст также может служить своего рода вступлением, настраивать учащихся на речевую деятельность, придавать ей мотивированный характер. В старших классах в качестве сти­мула целесообразно использовать политинформации и краткие сообщения о новинках литературы, кино, о любимых спорт­сменах, актерах, достижениях науки и техники, событиях в жизни школы, подготовленные самими учащимися.

б. Организация радиопередач в школе как внеклассная работа

Как известно, одним из самых трудных и занимательных средств, с помощью которых можно обучать аудированию, является прослушивание радиопередач. Далее приводится пример того, как школьники под руководством учителя (в рамках внеклассной работы) могут организовать выпуск радиопередач для своей школы.

С помощью радиопередач на изучаемом языке можно не только сообщить учащимся сведения, имеющие большое общеобразовательное и воспита­тельное значение, но и обеспечить прочное овладение языко­вым материалом, расширение потенциального лексического за­паса, развитие языковой догадки, стимулировать речевую ак­тивность учащихся и их интерес к овладению предметом. Слушая радиопередачи, школьники знакомятся с образцовой вырази­тельной речью дикторов, учатся понимать на слух иностранную речь в естественном темпе, сопровождаемую музыкой, различ­ными шумовыми эффектами: звуками колес движущегося транспорта, шорохом листьев, журчанием ручья, пением птиц и т. д. Развитию навыков аудирования способствует дикторское чтение текста мужским и женским голосами разного тембра. В группу, ответственную за подготовку радиопередач на изу­чаемом языке, входят 5—10 учащихся старших классов, обла­дающих правильным произношением и хорошей дикцией. Каж­дому из них поручен свой раздел передачи, а именно: «Между­народные события», «Жизнь школы», «Знаменательные даты и праздники», «Выдающиеся люди», «Страна изучаемого языка», «Музыка и песни», «Поэзия», «Занимательная информация» и т. д. У каждой передачи должны быть двое ведущих, юноша и девушка с приятным тембром голоса. Отвечает за качество записи программ и их монтаж оператор, работающий с техни­ческими средствами. Тексты передач и их сценарий составляет режиссер совместно с учителем иностранного языка. В состав­лении программ радиопередач могут быть частично использо­ваны имеющиеся в школе учебные грампластинки, выпущенные к действующим учебникам иностранного языка, материалы из фонотеки и др.

Реферат опубликован: 3/08/2008