Аудирование на начальном этапе обучения

Страница: 22/29

Можно заметить, что уровень сфорованности отдельных умений у взрослых и у детей различен. Так, те умения, которые были квалифицированы как легкие, т. е. показали наиболее высокий процент сформированности, лучше развиты у взрослых, чем у детей, и наоборот, сложные умения, которые показали наиболее низкий процент сформированности, вызывают большие трудности у взрослых. В целом умения у детей лучше сформированы. Однако яв­ляется ли этот факт следствием психиче­ских особенностей и способности к науче­нию детей пли разных условий обучения или того и другого, установить не пред­ставляется возможным. Тем не менее общая тенденция: наличие набора одних и тех же умений, наличие легко и трудно формируе­мых умений прослеживается и в той и в дру­гой аудиториях. Это дает право говорить о справедливости установленных закономер­ностей для любой аудитории и для раз­ных условий обучения.

Результаты экспериментального среза позволяют высказать определенные рекомендации относительно организации обучения аудированию на начальном этапе (5 класс общеобразовательной школы и 3 — 4 классы школы с преподаванием ряда предметов на иностранных языках).

Помимо перечисленных выше задач начального этапа, которые применительно к аудированию сводятся к созданию перцептивной базы (запечатление звуковых об­разов языковых единиц, их узнавание в потоке речи, узнавание просодических элементов, развитие речевого слуха и пр.), в этот период необходимо развить умения, составляющие исходный уровень владе­нии данным видом речевой деятельности. Причем разделяя точку зрения С. К. Фоломкиной, которая считает целе­сообразным формировать каждое умение от­дельно, если это представляется возмож­ным (3). Данное положение ни в коей ме­ре не противоречит коммуникативной на­правленности обучения, так как развивают­ся речевые умения с помощью речевых упражнений на материале связного текста, нового по содержанию. То, что объектом работы является одно умение, а не их комплекс, как это имеет место обычно, не меняет коммуникативного характера работы, так как и в этом случае она направлена на понимание смысла текста. После­довательное же формирование умений и градуированный характер обучения об­легчают овладение речевой деятельностью, делают работу более целенаправленной и позволяют преподавателю контролировать сформированность каждого умения. Все это должно способствовать повышению эффективности обучения аудированию на начальном этане.

На основании имеющегося опыта рабо­ты и соблюдения принципа от легкого к трудному можно предложит следующую последовательность формирования умений исходного уроним аудирования:

1. Отделять главное от второстепенного и удерживать в памяти главное, выделять смысловые вехи, определять смысловой центр фразы.

2. Определять тему сообщения.

3. Членить текст на смысловые куски, определять факты сообщения.

4. Устанавливать логические связи между элементами текста.

5. Выделять главную мысль.

6. Воспринимать сообщение в определенном темпе, определенной длительности, звучания до конца без пропусков.

Три умения и 6 следует формировать одновременно, поскольку, как это показало проведенное исследование, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Что касается умения принимать сообщение при однократном предъявлении, то оно формируется в процессе всей работы, так как, в основном, все упражнения, выполняемые для формиро­вания перечисленных умении, должны выполняться при однократном предъявлении.

Формировать перечисленные умения в указанной последовательности рекомендует­ся, соблюдая принцип «снежного кома», т. е. развивать каждое новое умение на базе уже сформированных. В этом случае учащиеся не только будут работать над новым умением, но и совершенствовать ра­нее сформированные. При этом, максимум времени должен быть отведен на форми­рование, сложных для общающихся умений. Такой путь овладения базовыми умениями должен обеспечить прочность приобретен­ных умений и быстрое достижение исход­ного уровня владения речевой деятель­ностью. Эго особенно важно на началь­ном этапе, когда дети, постоянно сталки­ваясь с трудностями, иногда теряют веру в свои силы. Стабильные положительные результаты актов деятельности будут слу­жить стимулом для работы над языком в дальнейшем.

Предлагается следующая система работы над формированием умений исходного уровня аудирования:

Реферат опубликован: 3/08/2008