Аудирование на начальном этапе обучения

Страница: 25/29

Индивидуализированные задания повышают активность слу­хового восприятия. С их помощью организуются соревнования, в ходе которых одни учащиеся выражают свое согласие или несогласие, другие оформляют подписи к иллюстративному материалу, третьи отвечают на вопросы учителя. Индивидуа­лизация процесса аудирования предполагает также подготовку материалов, представляющих личностную значимость для чле­нов кружка: об их участии в жизни школы, общественно по­лезном труде, деятельности пионерской организации, событиях личной жизни и т. д.

По мере обогащения опыта учащихся в аудировании учите­лю рекомендуется отбирать или составлять небольшие занимательные фабульные тексты объемом от 50 до 250 слов. При этом надо учитывать, что с каждым классом у учащихся повышается интерес к информации, далекой от учебного содержания. Так, внимание семиклассников привлекают тексты, рас­сказывающие о детских организациях в стране изучаемого языка, адаптированные рассказы, смешные истории и т. д. (Учащихся 8-го класса, кроме того, интересуют тексты о музеях и выставках, о спортивных состязаниях, театре, цирке, о выда­ющихся людях страны изучаемого языка. Старшеклассников наряду с названными материалами привлекают рассказы о жизни и деятельности молодежи страны изучаемого языка, ли­тературе и искусстве, национальных традициях, обычаях и праздниках, о наиболее значительных событиях в истории, особенно если прослушивание сопровождается демонстрацией репродукций, фотоматериалов, диафильмов и слайдов.

На всех этапах работы кружка учащиеся проявляют интерес к так называемой оперативной информации: сообщениям о со­бытиях школьной жизни, комментариям к прошедшим сорев­нованиям, субботникам, праздникам, вечерам, рассказам о лучших учениках, учителях-юбилярах и т. д. Сообщение учителя типа «В субботу в нашей школе состоится вечер песен протеста. Вы ус-лишите много интересного о создателях и исполнителях по­литических песен страны, язык которой изучаете. Послушайте внимательно об одном из них .» не только выполняет роль це­левой установки на участие во внеклассном мероприятии, но и готовит учащихся к восприятию содержания вечера. Подби­рая материалы о лучших выпускниках школы, например, учи­тель наряду с чисто языковыми задачами реализует задачи воспитательные, ориентирует школьников на вдумчивое отноше­ние к выбору профессии.

В процессе подготовки аудирования на занятиях кружка учителю необходимо четко определить его конкретные задачи: 1) формирование умений и навыков восприятия иноязычной речи; 2) обсуждение прослушанного; 3) организация сообщений учащихся по аналогии с прослушанным образцом (диалоги, описания и т. д.). Содержание текста на аудирование и выбор упражнений и заданий по нему должны быть адекватны по­ставленной цели. На наш взгляд, на занятиях кружка на сред­нем и завершающем этапах установочные задания и задания по прослушанному тексту следует формулировать таким обра­зом, чтобы с их помощью стимулировать мотивацию школь­ников, создавать для них проблемные ситуации, развивать вы­борочное восприятие наиболее значимой информации, показы­вать способы практического использования полученных в ходе аудирования знаний. К числу заданий, стимулирующих речемыслительную активность учащихся относятся следующие: 1) ска­жите, что показалось вам самым важным и интересным в про­слушанном тексте, и обоснуйте свое мнение; 2) сравните факты, о вторых вы узнали, с тем, что вам было известно ранее; 3) объясните, почему вы. одобряете (не одобряете) действия плавкого героя рассказа; 4) скажите, на занятиях по какому предмету (в какой жизненной ситуации) вы сможете приме* нить полученные знания; 5) подумайте, как бы вам хотелось завершить описанные в тексте cобытия и т. д.

Одним из способов подготовки восприятия аудитивного материала является создание ситуаций, в которых учащиеся выполняют какую-либо функциональную роль или моделируются условия происходящего, например:

1. Вы готовитесь к отъезду в страну изучаемого языка в со­ставе советской делегации. Прослушайте текст и определите, какие сведения будут вам наиболее полезны в вашей поездке.

2. Вы — представители российской делегации журналистов, (эти иностранные коллеги выступят перед вами со своими сообщениями о важных политических (научных, культурных, спортивных) новостях, происшедших в их стране за последнее время. О каких из них. вы напишите в своих газетах? Будьте готовы задавать вопросы по прослушанной информации.

Реферат опубликован: 3/08/2008