Адаптивные возможности системы допрофессионального педагогического образования

Страница: 6/10

Поэтому одна из проблем допрофессиональной подготовки современного учителя заключается в формировании у него гуманитарного мышления, помогающего ему сознательно решать нетра­диционные, творческие педагогические проблемы. Естественно, что этот процесс неразрывно связан с общим процессом формирова­ния личности специалиста на всех стадиях его пребывания в образовательных учреждениях всех уровней.

Решение проблемы формирования у будущего учителя гуманитарного мышления возможно через реализацию идеи “непрерывного образования” (см. раздел 3 данной работы). В этой связи необходимо наличие у системы допрофессионального образования таких свойств, которые помогали бы учащемуся адаптироваться к условиям учебной деятельности в ву­зе. Иными словами, система допрофессионального педагогического образования должна обуславливать переориентацию студентов со школьной на вузовскую систему занятий. Эти свойства системы допрофессионального образования можно назвать ее адаптивными возможностями.

Адаптация учащегося к вузовской системе обучения предполагает модульность построе­ния образования в целом и основывается на следующих принципах:

1) непрерывность развития основных представлений, понятий и законов педагогики в курсах всех педагогических дисциплин;

2) фундаментализация специального педагогического образования путем создания модуля общепедагогических дисциплин "введение в спе­циальность"

3) приоритетность и ранжирование модулей с учетом профиля и характера специальностей.

4) универсальность - возможности за­мены одного модуля "введения в специальность" другим.

Осуществление принципа непрерывности оказалось возможным благодаря систематизации всей суммы знаний по курсам общепедагогических дисциплин на основе усложнения представлений о педагогическом процессе. Указанная классификация, введенная в каждый модуль, и соблюдение основных законов познания (переход от простого к сложному, от абстрактного - к конкретному, индукции и дедукции) позволили избежать повтор при изложении основных педагогических понятий и за­конов и представили эти понятия и законы в динамическом разви­тии.

С другой стороны, решить проблемы при переводе с одной ступени образования на другую, в частности проблему переструктурирования и согласовывания содержания профессионально-теоретической подготовки, позволяет принцип вариативности. Процесс подготовки специалистов разного уровня не является замкнутой системой. Он зависит от многих факторов.

Вариативность содержания заключается:

- в возможности своевременного и оперативного введения в изучаемый материал новых актуальных сведений, связанных с происшедшими за определенный промежуток времени изменениями в науке, технико-технологических концепциях и социально-экономических отношениях (адаптация содержания к производству);

- в адаптации содержания к определенному контингенту студентов (адаптация к личности); в возможности построения учебного процесса с ориентацией на более высокую ступень профессионального образования.

Исходя из того, что содержание изучаемого материала является одним из определяющих факторов, влияющих на выбор форм организации, Кузьмина Н. В. выделяет среди факторов, влияющих на варьирование процесса подготовки, управляемые и неуправляемые1. К первым он относит уровень подготовленности учащихся, особенности вуза, его техническую вооруженность, ко вторым - социально-экономические изменения в обществе, смену приоритетов в общественном производстве.

Один из ведущих принципов, положенных в основу адаптивности системы педагогического допрофессионального образования, - принцип фундаментализации. Это понятие имеет разнообразное, часто весьма субъективное толкование. Одни авторы понимают ее как более углубленную подготовку по заданному направлению - “образование вглубь”. Второе понимание - разностороннее гуманитарное и естественно-научное образование на основе овладения фундаментальными знаниями - “образование вширь”.

Распространенная точка зрения такова, что фундаментальность образования предполагает, во-первых, выделение определенного круга вопросов по основополагающим областям знаний данного направления науки и общеобразовательных дисциплин, без которых немыслим интеллигентный человек; во-вторых, изучение сложного круга вопросов с полным обоснованием, необходимыми ссылками, без логических пробелов.

Современные кон­цепции считают образование фундаментальным, если “оно представляет собой процесс нелинейного взаимодей­ствия человека с интеллектуальной сре­дой, при котором личность воспринимает ее для обогащения собственного внутрен­него мира и благодаря этому созревает для умножения потенциала самой среды. Задача фундаментального образования — обеспечить оптимальные условия для вос­питания гибкого и многогранного научного мышления, различных способов восприя­тия действительности, создать внутрен­нюю потребность в саморазвитии и само­образовании на протяжении всей жизни человека” .

Реферат опубликован: 18/12/2009