Адаптивные возможности системы допрофессионального педагогического образования

Страница: 3/10

1.2.Характеристика системы допрофессионального педагогического образования

Допрофессиональная педагогическая подготовка реализует следующие цели:

• помочь вхождению учащихся в педагогическую культуру;

• сориентировать учащихся на человека как ценность;

• сформировать положительную установку на педагогическую деятельность;

• раскрыть возможности этой деятельно творческой самореализации личности;

• развить интерес к педагогическим профессиям;

• помочь в осознанном выборе жизненных профессиональных путей.

В России сложились разнообразные формы допрофессиональной педагогической подготовки:

• педагогические классы в школах, работающие по специально разработанным программам;

• педагогический профиль 10—11 классов в гимназиях (как правило, при педвузах);

• специализированные довузовские образовательные учреждения педагогического профиля,

• педагогические лицеи или классы лицеистов;

• факультеты довузовской подготовки, существующие в структуре педвузов;

• летние лагеря “Юный педагог”.

Наиболее эффективным и общепринятым видом учреждений системы допрофессионального педагогического образования можно назвать педагогические классы (лицеи), которые фактически являются гуманитарно-ориентированной старшей школой, решающей задачи допрофессиональной педагогической подготовки.

Также значительное место в системе допрофесионального педагогического образования занимает трудовая подготовка (Учебно-производственные курсы). В некоторых школах Советом школы введены педагогические профили обучения (гуманитарный и лингвистический).

“В системе профессионального педагогического образования России в 2001 году функционировало 92 государственных педагогических ВУЗа”1. При всех этих учреждениях существуют факультеты довузовской подготовки. Педагогический профиль 10—11 классов в гимназиях, как правило, тоже создается при педвузах. Примером такого интегрированного комплекса допрофессиональной и профессиональной подготовки является Казанский Государственный Педагогический Университет, в структуру которого включен колледж предвузовской подготовки. Колледж в настоящее время насчитывает почти 500 слушателей из 50 школ города Казани. Отдельным потоком занимаются в нем с момента организации специальные средние школы (языковые, химические и др.). Колледж обеспечивает высокое качество приема, которое является определяющим фактором успеваемости студентов процессе обучения.

Таким образом, в России существуют разнообразные формы допрофессиональной педагогической подготовки: педагогические классы в школах, работающие по специально разработанным программам; педагогический профиль 10—11 классов в гимназиях (как правило, при педвузах); специализированные довузовские образовательные учреждения педагогического профиля, педагогические лицеи или классы лицеистов; факультеты довузовской подготовки, существующие в структуре педвузов; летние лагеря “Юный педагог”.

2. Адаптация будущего учителя в системе допрофессионального образования

2.1. Понятие адаптации и адаптивности

“Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям с целью наилучшего восприятия стимулов внешней среды и предохранения от излишней перегрузки”1.

Например, при переходе от света к темноте и обратно существенно меняется чувствительность глаза, в десятки раз, это явление носит название зрительной адаптации, которая занимает от нескольких до десятков минут. Для того, чтобы человеческий глаз смог полностью адаптироваться в темноте после дневного света, требуется примерно 40 мин.

В контексте данной работы термин “адаптация” рассматривается с точки зрения педагогической психологии.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и в системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

Этот процесс - приспособление к внешней среде путем приобретения новых психологических качеств и преобразования старых - носит название психологической адаптации ребенка к школе. Аналогично можно понимать понятие адаптации учащегося к профессиональному образованию: это приспособление к условиям допрофессионального образования путем приобретения новых знаний и умений.

Большинство старших школьников к окончанию школы уже самоопределяются в будущей профессии. У них складываются профессиональные предпочтения, которые, однако, не всегда являются достаточно продуманными и окончательными. Некоторые дети уже к концу подросткового возраста твердо знают, кем они станут, у других выбор профессии не является незавершенным даже тогда, когда они ее фактически приобретают.

Реферат опубликован: 18/12/2009