Адаптивные возможности системы допрофессионального педагогического образования

Страница: 5/10

-высокие познавательные интересы,

-любовь к детям и потребность работы с ними,

-цельный и твердый характер,

-самостоятельность и деловитость,

-педагогические способности (адекватность восприятия учителем ребенка, педагогическое прогнозирование)

-практические навыки и умения: общепедагогические (информационные, развивающие - мобилизованные),

-ориентационные, общетрудовые, коммуникативные, самообразовательные.

Способность адаптации к новым условиям является необходимым условием существования познавательных и самообразовательных способностей учителя.

Показателям уровня адаптивных способностей у учителя, как правило, является успешность обучения в средней школе и педагогическом учебном заведении и проявляется в глубине и разносторонности информации, которую учитель может получить об особенностях развития своих учащихся; в быстроте перестройки своей деятельности.

Адаптивность, как и все педагогические способности содержит в себе умение быстро познать психологию воспитанника и умение перестроить свою деятельность на основе самообразования и самовоспитания.

Таким образом, адаптивность можно отнести к важнейшим, предопределяющим другие способности, творческо-педагогическим способностям учителя.

К адаптивным способностям учителя можно отнести:

- способность самостоятельно подбирать учебный материал, определить оптимальные средства и эффективные методы обучения;

- способность по-разному излагать, доступным образом один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;

- способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков;

- способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;

- способность правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию;

- способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;

- способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятельности.

К адаптивным свойствам относится также способность сознательно управлять мышлением, делая его бо­лее продуктивным.

Основные приемы саморегуляции мышления сводятся к следующему:

— внимательный анализ условий решаемой задачи;

— соотнесение требуемого результата с заданными условия­ми с целью установления того, чего в них не хватает для полу­чения нужного результата;

— постоянная тренировка мышления, выражающаяся в его систематическом упражнении.

Таким образом, можно сделать вывод, что педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и создания продуктивных моделей формирования искомых качеств личности воспитуемого.

Способность адаптации к новым условиям является необходимым условием существования познавательных и самообразовательных способностей учителя. К адаптивным способностям учителя можно отнести: способность самостоятельно подбирать учебный материал, способность по-разному излагать, доступным образом один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися; способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков; способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации; способность правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию; способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах; способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятельности; способность сознательно управлять мышлением, делая его бо­лее продуктивным.

2.3. Адаптивные возможности системы допрофессионального

образования.

“Важнейшей задачей допрофессионального образования является не только освоение конкретных знаний определенных курсов дис­циплин, но и выработка вида мышления, присущего данной области деятельности будущего специалиста. При этом имеется в виду определенный тип восприятия окружающего мира, использование ассоциативных понятий, своеобразия логики мышления, методов и подходов в решении возникающих задач”1.

Реферат опубликован: 18/12/2009