Архитектурные памятники Кремля

Страница: 1/11

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

АНДРЕЙ ЧОХОВ И ЕГО ЦАРЬ-ПУШКА2

ЦАРЬ-КОЛОКОЛ МАСТЕРА ИВАНА МОТОРИНА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вижу старую Москву

В молодом уборе.

Я смеюсь и я живу,

Солнце в каждом взоре.

От старинного Кремля

Звон плывет волною.

А во рвах живет земля

Молодой травою.

К. Д.Бальмонт.

ВВЕДЕНИЕ.

Ежедневно сотни тысяч русских и зарубежных гостей посещают Московский Кремль. Они приходят сюда, чтобы полюбоваться величественным ансамблем кремлевских дворцов и соборов, познакомиться с произведениями древнерусской живописи, с замечательными памятниками декоративного и прикладного искусства, хранящимися в Кремлевских музеях. И конечно же, внимание всех посетителей Московского Кремля привлекают выдающиеся произведения русского литейного искусства - Царь-пушка и Царь-колокол. Их значительные размеры, удивительная четкость и красота декора, высокие технические данные вызывают всеобщее восхищение. Создание этих произведений явилось закономерным итогом длительного развития бронзо-литейного дела - старейшей отрасли русского ремесла.

В X-XI веках большое развитие получило на Руси литье пушек и первыми создателями пушек были колокольных дел мастера.

Надо сказать, что история развития артиллерии, пришедшей на смену стенобитным орудиям, зародившимся в странах Древнего Востока, насчитывает уже много веков. В нашей стране первые артиллерийские орудия появились в XIV веке. Как свидетельствуют письменные источники, в Древней Руси артиллерия впервые была применена при обороне Москвы от орд хана Тохтамыша в 1382 году.

Русская артиллерия на протяжении веков постоянно совершенствовалась и развивалась. В конце XV века медная артиллерия была поставлена на колеса, что резко увеличило подвижность тяжелых пушек.В 1480 году артиллерийские орудия с успехом были применены в войне против ордынского хана Ахмата.

Русские литейщики - пушечных и колокольных дел мастера - не только были хорошо знакомы с технической стороной дела, но и уделяли много внимания художественному оформлению своих изделий. Почти каждый орудийный ствол имел свои, только ему присущие характерные особенности. Многие орудия, получившие, как тогда было принято, собственные имена, мастер снабжал литыми украшениями. Литье отличалось тщательной проработкой всех деталей, выполнялось с большим художественным мастерством. Украшения многих орудий соответствовали их названиям.

О развитии и совершенствовании на Руси литейного дела свидетельствует примечательный факт - в 1488 году в Москве отливается первое гигантское орудие, которое получило название Царь-пушка. Это огромное орудие не сохранилось до наших дней, но то внимание, которое уделяли ему современники, заставляет думать, что его отливка была в те времена событием исключительным.

Подобное орудие - гигант, естественно, не могло бы появиться

на Руси, если бы не было в то время открытых рудных месторождений, обеспечивающих литейное производство достаточным количеством меди и олова, литейных печей большой емкости и, главное, достаточного количества мастеров высокой квалификации. Трудно предположить, что иноземный литейщик И. Дебосис, автор первой Царь-пушки, мог только недавно прибыв в Россию, выполнить такую работу один. Невозможно, что большая часть работы по формовке, отливке и отрежке Царь-пушки использовалась русскими мастерами.

Реферат опубликован: 22/06/2007