Анализ рынка труда и безработица

Страница: 14/16

Более активная деятельность в России такого рода частных фирм наряду с деятельностью государственных бирж труда име­ла бы важное значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы. Пока такие фирмы обслуживают в ос­новном относительно узкий рынок дефицитных специально­стей. Вместе с тем роль бирж труда в оказании помощи без­работным (выплата пособий, трудоустройство, переквалифика­ция) во многих странах весьма заметна. В США такая помощь оказывается ежегодно в среднем 6—8 млн безработных. В Рос­сии в 1995 г. в органы государственной службы занятости за содействием в трудоустройстве обратились 3,9 млн человек. Из них получили работу 1,1 млн безработных.

Законодательство большинства стран содержит основные ус­ловия получения пособия по безработице. В США максималь­ный срок его получения составляет 26 нед (в некоторых случаях он может быть продлен еще на 13 нед), средненедельное по­собие по стране (при довольно больших различиях по отдель­ным штатам) в 1994 г. равнялось 200 долл.

Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О за­нятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработ­ных граждан и условий выплаты пособий по безработице, при­нятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

В соответствии с российским законодательством центр за­нятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения гражданина по возможности пред-, дожить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищу­щему работу, не имеющему профессии — два варианта полу­чения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

В случае невозможности предоставления указанным граж­данам подходящей работы из-за отсутствия необходимой про­фессиональной квалификации им может быть предложено Пройти профессиональную подготовку или повысить квалифи­кацию по направлению службы занятости. Кроме того, граж­данам, ищущим работу, может быть предложено участие в об­щественных работах на добровольной основе.

Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъ­явления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вари­антов работы, а также впервые ищущие работу, отказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки.

Решение о назначении пособия по безработице принима­ется центром занятости одновременно с решением о призна­нии гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, при­знанных в установленном порядке безработными:

— уволенным с предприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня, пособие выплачи­вается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев — 60%, в дальнейшем — 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, ус­тановленного законодательством РФ, и не выше средней за­работной платы в данной республике, крае или области;

— уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы, пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;

— гражданам, ищущим работу впервые, а также стремя­щимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выпла­чивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.

Продолжительность периода выплаты пособия по безрабо­тице не может превышать двенадцати календарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в слу­чаях трудоустройства безработного, прохождения профессио­нальной подготовки, повышения квалификации или перепод­готовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.

Государственное регулирование проблем занятости и безра­ботицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда России, а также его органы на местах — центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику .в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнер­ства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, ох­раны труда, подготовки и переподготовки кадров.

Большинство экономистов полагают, что проблема безрабо­тицы и других диспропорций на рынке труда может быть смяг­чена только с помощью комбинации различных средств: сти­мулирования экономического роста, сокращения рабочей не­дели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Заключение

Итак, на рынке труда начало экономического подъема сопровождается появлением большого количества новых экономически эффективных рабочих мест, преимущественно в производственном секторе.

Реферат опубликован: 25/11/2009