Использование знаний о механизме следообразования при раскрытии преступлений

Страница: 12/16

Механизм образования следов автотранспортных средств имеет особенности. Число и расположение оставляемых следов обычно не соответствует количеству осей и колес. Это объясняется тем, что при прямолинейном движении транспортного средства следы передних колес обычно полностью или частично перекрываются задними (исключение составляют грузовые мотороллеры с одним колесом на передней оси и двумя на задней).

Следы передних и задних колес двухосного транспорта удается различать лишь на поворотах, где они не совпадают. При движении на поворотах трехосных транспортных средств различаются только следы колес передней и задней осей, а следы колес средней оси перекрываются следами колес задней.

Групповую принадлежность (вид, марку, модель) автомототранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображаемым в следах, и сравнения этих данных с данными специальных таблиц, характеризующими ходовые части автомототранспортных средств, которые имеются в специальной литературе.

По ширине колеи устанавливают расстояние между колесами, находящимися на одной оси. Эта величина постоянна для отдельных марок автотранспортных средств.

Различают ширину колеи от колес передних и задних осей. Она определяется измерением расстояния между центрами следов одинарных колес, между средними линиями следов сдвоенных колес либо между отпечатками аналогичных частей рисунков протекторов шин правого и левого колес.

По следам колес определяется модель шины. Для отдельных видов, марок и моделей автомототранспортных средств предназначаются определенные модели пневматических шин. Шина характеризуется внешним (наружным) диаметром, внутренним диаметром, шириной, высотой профиля, шириной и рисунком протектора.

Внешний диаметр шины определяется приблизительно по длине окружности колеса, которая примерно соответствует длине следа одного оборота колеса. Она устанавливается путем измерения расстояния между двумя последовательными отпечатками какой-либо одной особенности протектора в следе.

Длина окружности колеса несколько изменяется от нагрузки, давления в шине, вида и состояния грунта, скорости движения.

Ширина следа протектора при обычных условиях следообразования (протектор не очень изношен, нормально накачана шина и т.п.) соответствует ширине беговой части шины.

Чаще всего шина каждой модели имеет особый рисунок протектора. Некоторые модели шин, впрочем, могут иметь одинаковый рисунок, который тем не менее у разных моделей шин имеет разные размеры.

Для определения модели пневматической шины результаты измерений и изучения рисунка сравнивают с данными соответствующих таблиц. Затем по моделям пневматических шин, ширине колеи передних и задних осей, количеству колес определяют возможную марку автомототранспортного средства, оставившего следы. При этом также используют данные специальных таблиц.

По следам колес гужевого транспорта можно судить о его устройстве. Для этого по следам нужно определить вид шины колеса (пневматическая, монолитная резиновая, железная), количество колес, осей, их ширину, длину окружности колеса.

По следам гусеничного транспорта, в которых отображаются траки (звенья гусеницы), тоже можно судить о виде и модели транспортного средства. Следы гусениц обычно четко отображают размеры, устройство и мелкие характерные особенности траков.

Следы саней и лыж для установления обстоятельств расследуемого события используются редко. По ним удается установить только ширину и профиль полозьев (лыж). При этом следует учесть, что при движении полозья или лыжи раскатываются, то есть скользят не только по ходу движения, но и в стороны и следы получаются несколько шире статического положения полозьев (лыж). По следам саней можно определить и ширину колеи.

Реферат опубликован: 30/01/2007