Экономико-географическая характеристика Белоруссии

Страница: 5/8

Важное звено комплекса — тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Ведущие предприятия входят в ПО «Минский тракторный завод». Они выпускают комплекты деталей, агрегатов и узлов и расположены, кроме Минска, в Витебске и Бобруйске.

Целая сеть заводов выпускает различную сельскохозяйственную технику. Это кормо-уборочные комбайны (Гомель), картофелеуборочные машины (Лида), сенажные башни и оборудование для животноводческих ферм (Барановичи), разбрасыватели удобрений (Бобруйск) Другие отрасли машиностроения сосредоточены в Минске, Витебске, Гомеле, Могилеве, Бресте, Молодечно, Пинске, Барановичах, Орше.

Для машиностроительного комплекса страны в целом характерна концентрация предприятий в нескольких наиболее крупных промышленных узлах. Еще во второй половине 80-х гг. в республике было построено три завода, которые должны были существенно изменить сырьевую базу машиностроения, — передельный электрометаллургический в Жлобине, алюминиевых сплавов в Глубоком и завод порошковой металлургии в Молодечно.

В химическом комплексе Белоруссии наиболее развиты три Цикла: нефтегазо, лесо- и горно-химический.

Нефтегазохимический цикл сформировался на нефти и газе, поступающих в основном из России, что определило преимущественное развитие его верхних этажей. В нефтедобывающем районе Речицы в целях использования попутного нефтяного газа создан Белорусский га-зоперерабатывающий завод. Новополоцкий и Мозырский нефтеперерабатывающие заводы вырабатывают топливо, а также углеводородное сырье для последующей нефтехимической переработки. Новополоцкий нефтехимический комбинат выпускает синтетическое волокно нитрон, цветной полиэтилен, нитролакриновую кислоту.

Ведущим предприятием нефтехимической промышленности республики являлся Белорусский шинный комбинат в Бобруйске. Цепочка производств возникла на базе переработки природного газа, поступающего в прошлом по газопроводам из Украины. На природном газе, ныне поступающем из России, в Гродно работает объединение «Азот», в которое входят азот-но-туковый комбинат — головное предприятие, заводы капро-лактамовый и синтетических во­локон.

Г'орно- химический цикл сформировался на базе использования калийных солей. ПО«Беларуськалий», включающеечетыре предприятия, производит концентрированный хлористый калий и бесхлорные удобрения.

На базе Мозырского месторождения поваренной соли со­здан завод, выпускающий высококачественную пищевую соль «Экстра». На привозных апатитах Кольского п-ова и уральском серном колчедане работает Гомельский завод фосфорных удобрений.

Формирование лесохимического цикла обеспечено наличием лесных ресурсов. Заготовка древесины ведется в Гомельской, Витебской, Минской областях и на востоке Брестской. Потребность в деловой древесине за счет своего производства удовлетворяется примерно на 75%. Лесохимический цикл включает практически все этажи производства: от нижних (лесозаготовка) до изготовления бумаги, картона, мебели и т.п.

В Белоруссии были развиты высокоточные и наукоемкие отрасли - радиоэлектроника, оптика, производство ЭВМ. После распада советского государства и разрушения хозяйственных связей между бывшими социалистическими странами — членами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) эти отрасли перестали финансироваться, а их продукция — пользоваться спросом. В результате производства практически остановились. В течение 1990—1995 гг. некоторые из них оказались на грани экономической «смерти». Экспорт их продукции значительно снизился: телевизоров — с 1 млн до 119 тыс., тракторов — с 96 до 21 тыс., грузовых автомобилей — с 38 до 5 тыс., шин — с 2,7 млн до 420 тыс. штук.

Транспортный комплекс. Положение Белоруссии на пути из западных приграничных районов России в Центральную и Западную Европу, а также из Украины и южных районов Рос­сии в Прибалтику обусловило здесь развитую транспортную инфраструктуру.

В 1995 г. общая протяженность железных дорог Белоруссии составила 5582 км. Сред­няя плотность железнодорожных путей составляет 27 км на 1000 км2 территории. Железнодорожные переходы Белоруссии являются единственным благоприятным для России экспортно-импортным коридором в страны Западной и Центральной Европы.

Важнейшие автомагистрали: Москва — Минск, Москва — Варшава (через Могилев, Бобруйск, Барановичи), Киев — Санкт-Петербург (через Гомель, Могилев, Оршу, Витебск). Наибольшая густота автомобильной сети наблюдается в Могилевской (0,36 км на 1 км2 территории) и Минской (0,33 км) областях.

Главные судоходные пути — Днепр и его притоки, Припять, Сож, Березина. Большое экономическое значение имел Днепро-Бугский канал. За последние годы состояние речного транспорта Белоруссии вышло из стабильного состояния. Протяженность водных путей по сравнению с 1985 г. сократилась почти в 1,5 раза, грузооборот — в 25 раз.

В воздушном сообщении преобладают международные перевозки над перевозками в государства СНГ при почти полном прекращении внутри-республиканских рейсов и сокращении всех показателей работы.

Реферат опубликован: 27/12/2006