Республика Аргентина

Страница: 23/25

Из старинных креольских песен и танцев (расцвет относится к кон. 18 — 1-й пол. 19 вв.) сохраняются тристе, эстило, тоно, куэка (см. Самакуэка), гато, чакарера, фирмеса, байлесито, маламбо, перикон, сьелито, куандо, медия-канья, ранчера; из более поздних —милонга, танго. Осн. инструмент — гитара;

широко распространён также аккор­деон (гл. обр. в вост. провинциях и на побережье Аргентины).

Изучением и систематизацией музыкального фольклора Аргентины занимался К. Вега, основавший в 1931 Институт музыкове­дения при Министерствеве нарлдного просвещения. Существен вклад в аргент. фольклористику его ученицы — И. Аретс-Тьеле.

Становление проф. музыки (17 в.) связано с деятельностью католических миссионеров и музыкантов (X. Васео, Л. Бержер, А. Сеп и др.). Первые нац. композиторы были гл. обр. любителями, среди них — публи­цист и общественный деятель X. Б. Альберди, А. Алькорта, X. П. Эснаола. Композиторы следующего поколе­ния, получившие наименование «первых профессионалов», создава­ли произведения академии, жанров и форм — от камерных сочинений до первых опытов симфонической и опер­ной музыки: Д. Коста, X. Гутьер-рес, Л. X. Бернаскони, М. Рохас, С. Берон, Ф. Харгривс.

Родоначальником профессио­нальной композиторской школы Аргентины явился А. Вильяме, основавший од­ну из первых в Аргентине консерваторий (1893), музыкальное издательство «Кена» и музыкальный журнал того же названия; мно­гие годы он возглавляя Нац. комис­сию по делам изящных искусств и Нац. концертную ассоциацию, вёл боль­шую педагогическую работу.

В кон. 19 — нач. 20 вв. большое внимание уделялось оперному жан­ру, однако композиторы находились под значит, влиянием итальянской оперы. Один из зачинателей нац. направле­ния в оперном искусстве — Ф. Боэро (1884—1958) был автором первой аргент. оперы на испанском языке «Тукуман» (1918). Первая нац. симфония со­здана А. Берутти (1862—1938) («Аргентинская симфония», 1890). К серьёзной разработке аргентинского музукального фольклора обратился X. Агирре (1868—1924), стиль которого отлича­ется яркой самобытностью. Нар. му­зыка служит основой многих произв. Ф. Угарте (симф. поэма «Среди гор», 1922; «Танго» для оркестра, 1950, и др.), К. Лопеса Бучардо (1881—1948) («Аргентинские сцены» для оркестра, 1922).

В 1929 сложилась «Группа муз. обновления», ставившая своей зада­чей создание совр. муз. искусства. В неё вошли композиторы нац. ориента­ции: бр. X. М. Кастро, X. X. Ка­стро и В. Кастро, X. Хиларди П889—1963), X. Фишер, Л. Джан-нео, О. Сиккарди. Среди них выде­ляется X. X. Кастро, творчество которого сформировалось под воздей­ствием франц. импрессионизма и нац. аргентинских традиций («Аргентин­ская симфония», 1936; опера «Про­зерпина и чужестранец», 1952). Не­которое время к этой группе при­мыкал X. К. Пас (вскоре отошёл от нац. направления, стал последова­телем додекафонной системы австр. комп. А. Шёнберга).

В 1940-х гг. выдвигается новое поколение аргент. композиторов:

Р. Гарсия Морильо (р. 1911), автор театр., симфонич. и камерной музы­ки, монографий о М. П. Мусорг­ском (1943), Н. А. Римском-Косакове (1945), К. Чавесе (1960); К. Гуаставино, А. Хинастера, в 1950-х гг. занявший ведущее положение в аргентинской музыке; Р. Арисага (р. 1926), автор многочисленных камерных инструментальных и вокальных сочинений (в т. ч. на текс­ты Ф. Гарсиа Лорки).

Музыкальный центр Аргентины — Буэнос-Айрес. Здесь находится один из круп­нейших и единственный постоянный в ЛА оперный театр «Колон» (1857—88, вторично открыт в 1908), функционируют оркестры — Фи­лармонический (осн. в 1946), Нац. симфонический (осн. в 1949) и Нац. радио (осн. в 1950); муз. общества, организующие концерты («Вагнеровская ассоциация», «Друзья музыки», «Группа новой музыки», «Арген­тинский Моцартеум», Ассоциация камерных концертов и др.). Кадры проф. музыкантов готовят Нац. кон­серватория им. К. Лопеса Бучардо (осн. в 1924) и Муниципальная кон­серватория им. М. де Фальи, име­ются консерватории в Кордове, Ла-Плате, Мевдосе (Высшая школа му­зыки) и др.

Реферат опубликован: 24/02/2010