Республика Аргентина

Страница: 21/25

Архитектура и изобразительное искусство

Архитектура. Примитивные древ­ние сооружения аборигенов не со­хранились. Современный облик городов Аргентины складывался на протяжении четы­рёх столетий. Большинство городов (Буэнос-Айрес, Кордова, Санта-Фе и др.) основано в период испанской коло­низации. Их план разбивался по прямоугольной сетке, на главной площади (Пласа де Армас) возводились со­бор, ратуша (кабильдо), дворец гу­бернатора, арсенал. Колонная архитек­тура в ранний период (17 в.) отлича­лась простотой, монументально­стью, отсутствием декоративной скульптуры. Для этого периода ха­рактерны: здание кабильдо в Буэ­нос-Айресе (осн. в 1608, перестрое­но в 1725—65, арх. А. Бланки, 1677—1740, X. Б. Примоли), мис­сия и церковь Ла Компаньия в Кордове (1646—90, резные своды из кедрового дерева возведены во 2-й пол. 17 в. инженером Э. Ф. Лемером, 1608—71), собор в Кордове (осн. в 1574, строительствово в 1680—1758, арх. X. Гонсалес Мергельте, А. Бланки) и др. В 18 в. архитектура Аргентины испыта­ла влияние барокко (церковь Эль Пилар в Буэнос-Айресе, 1716—32, арх. X. Б. Примоли и А. Бланки; церковь Санта-Каталина в Буэнос-Айресе, 1737—45). Расцвет аргентинского барокко, характеризующийся большим богатством декоративных эле­ментов, динамикой форм, относится ко 2-й пол. 18 в. (купол и башни собора в Кордове, 1758, арх. В. Муньос, 1699—1784). После освобо­ждения от колониальной зависимости пре­обладало влияние архит. течений Франции, Италии, Великобритании. С нач. 19 в. в Аргентине господствовал клас­сицизм (фасад собора в Буэнос-Ай­ресе, 1822—63, арх. П. Кателин). Градостроительные работы прежде всего затронули столицу Аргентины. Совр. вид Буэнос-Айреса с его расположением улиц, конфигурацией площадей и парков сложился в кон. 19 — нач. 20 вв.: Пласа дель Конгресс, улицы Авенида де Майо (1889—94), Диаго­наль Норте (1887), Авенида 9 июля (1930-е гг.), парки Ретиро, Палермо. В этот период построены много­этажные дома, банки, гос. учрежде­ния. В архитектуре господствовали эклектика и стилизация: дворец Сан-Мартин и Торговая биржа (1887, арх. А. Кристоферсен, 1866—1946), Нац. музей декоратив­ного иск-ва (1912, арх. Р. Серхент), здание конгресса (нач. 20 в., арх. В. Маэно, 1860—1904), театр «Ко­лон» (1905—08, арх. В. Маэно, X. Дормаль, 1846—1924) и др. В 1901 создана Школа архитектуры в Буэнос-Айресе.

В конце 1920-х гг. в архитектуре Аргентины зарождаются рационалистические тенденции. Развитие этого направления связано с работами архитектора А. Вирасоро (род. 1892; Дом театра в Буэнос-Айресе, 1927), А. Пребиша (киноте­атр «Гран Рекс» в Буэнос-Айресе, 1937, жилые дома). Арх. А. Вилар создал серию станций Автомобиль­ного клуба, появились первые высотные здания (Эль Каванаг в Буэнос-Айресе, 1935, арх. Санчес, Лагос, де ла Торре). Исследование арх. В. Акосты «Жилище и город» (1936), а также построенные им жилые дома в Буэнос-Айресе ставили проблему функций и формы жилища в конкретных климатических условиях. Строились многоэтажные жилые здания («Арройо» в Буэнос-Айресе, 1935, арх. X. Кальнай). Из градостроительных работ особенно выде­ляется объездная магистраль — Авенида Хенераль Пас в Буэнос-Айресе с мостами и развязками в разных уровнях (1937—41, инж. П. Паласо). В 40—50-х гг. передо­вые архитекторы объединялись во­круг группы «Аустраль», выступав­шей против внешнего модернизма, за чистоту стиля. Наиболее значи­тельные постройки этого времени: жилой дом на ул. Виррей дель Пино в Буэнос-Айресе (1941—43, арх. X. Феррари Ардой и X. Курчан), здание «ЭССО» в Буэнос-Айресе (1945—51, арх. Л. и А. Мореа), виллы в предместьях городов (арх. А. Вилар, А. Вильяме). Для после­дующих лет характерен отход от сухого рационализма. Зодчие обра­щаются к принципам органич. архи­тектуры (односемейные дома в Ту-кумане, Росарио, Санта-Фе, 1950, итал. арх. Э. Тедески; виллы в Мар-тинесе, арх. X. Виванко, В. Пелуф-фо, А. Бонет), а также к развитым пространств, и структурным компо­зициям (средняя школа в пров. Мисьонес, 1962, арх. М. Сото и Р. Риварола; детская больница в Тукумане, 1960, арх. Э. Сакристе; му­ниципалитет в Кордове, 1953—62, арх. С. Санчес Элия, Ф. Перальта Рамос, А. Агостини). Муниципаль­ный театр «Сан-Мартин» в Буэнос-Айресе (1953—60, арх. М. Р. Аль­варес и М. О. Руис) включает, по­мимо двух театральных залов, би­блиотеки, кинозал, школу артисти­ческого искусства, музейные и вы­ставочные залы. Здание Банк оф Лондон энд Саут Америка в Буэнос-Айресе (1960—66, арх. К. Теста, р. 1923, С. Санчес Элия, Ф. Пе­ральта Рамос, А. Агостини) инте­ресно смелым использованием но­вых конструкций и материалов. Значительны работы арх. X. Соль-соны в Буэнос-Айресе (здание РАТЕ, 1966; Муниципальный банк, 1968), а также арх. К. Тесты, Ф. Росси, А. Гайдо и Б. Дабиновича: Гражд. центр — здание провинц. управле­ния в Санта-Росе (1957—63), Нац. б-ка в Буэнос-Айресе (арх. Ф. Бульрич, К. Теста).

Реферат опубликован: 24/02/2010