Проблемы топливно-энергетического комплекса Африки

Страница: 3/17

Процесс преобразования отсталого хозяйства, осуществляемый в условиях научно-технической революции, обуславливает появление современных инфраструктурных объектов. Их создание не под силу слабому национальному капиталу, который либо требует государственных субсидий, либо предпочитает все расходы по развитию наиболее капиталоемкой инфраструктуры переложить на государство. Частный иностранный капитал, как правило, непосредственно не участвует в развитии инфраструктуры современного типа. Отчасти это объясняется позицией большинства национальных правительств, политической нестабильностью в развивающихся странах, а в ряде случаев – высокой капиталоемкостью инфраструктурных объектов и медленным оборотом вложенных на их развитие средств.

В ряде случаев иностранный капитал вкладывается в развитие инфраструктуры, главным образом в ее энергетическую составляющую, которая создает необходимые предпосылки дальнейшего расширения эксплуатации сырьевых ресурсов Африки. Примерами могут служить построенные после войны ГЭС Кариба на реке Замбзи, Оуэн-Фоллс на реке Виктория – Нил в Уганде, Эдеа на реке Санага в камеруне, Акосомбо на реке Вольта в Ганс, ГЭС на реке Конго в Заире и ряд других. [13]

В большинстве стран за государством закреплено право собственности на основные капиталоемкие объекты производственной инфраструктуры (железнодорожный транспорт, морские и воздушные порты, дороги, крупные гидротехнические сооружения, современные электростанции и мелиоративные системы). Законодательным путем ограничивается вмешательство частного капитала в развитии ряда основных инфраструктурных отраслей. [42]

Развитие, модернизация и диверсификация отраслей инфраструктуры требуют постоянных крупных государственных инвестиций. Создание необходимой инфраструктуры во всех развивающихся странах продолжается и будет продолжаться главным образом,. За счет новых государственных капиталовложений. [32]

Итак, развитие инфраструктуры является непременным условием перспективного роста экономики и должно идти параллельно с развитием промышленности и других отраслей хозяйства, опережая его "на шаг". [13]

В борьбе за создание независимой экономики перед развивающимися государствами Африки встает такая проблема, как узость внутреннего рынка.

Развитие хозяйства непрерывно связано с состоянием и особенностями внутренних рынков. Они в значительной степени определяют движущие силы экономических процессов, не только являются основой воспроизводства, но и выполняют особую миссию в социальной сфере, вовлекая в производственные отношения людей вне зависимости от их места в сословной иерархии. [20]

Образование внутренних рынков развитие внутрихозяйственных связей в развивающихся странах Африки происходило одновременно с включением их в качестве колоний и полуколоний в мировое хозяйство, нередко на основе принудительно навязанных внешнеэкономических связей.

Не только малые и средние, но и крупные африканские страны подчас не обладают достаточно емким внутренним рынком, который обеспечивал бы условия для создания и эффективного функционирования современного конкурентоспособного производства. Так, многие страны Африки при определении оптимальных размеров строящегося нефтеперерабатывающего комбината вынуждены ориентироваться на внешний рынок, на который бы поступало 80% его продукции. [45]

Засилие иностранного капитала в экономике африканских стран, обусловленное этим низкие темпы накопления, отсталость сельского хозяйства, инфраструктуры, промышленности, нищета широких масс населения отражаются в узости внутреннего рынка.

Во многих странах источники энергии (нефть, уран, природный газ, электростанции) полностью или частично находятся в руках иностранных монополий. Поскольку, за исключением электростанций, эти отрасли ориентированы на экспорт, они связаны с внутренним рынком весьма слабо, преимущественно в той мере, в какой занятые в них рабочие и служащие являются потребителями. Например, такие страны, как Намибия, Нигерия и Габон, полностью, а ЮАР большую часть добываемого урана экспортирует за рубеж. Другой пример – нефтедобывающие страны вывозят 50-55% добываемой нефти, общая добыча составляет 335 млн. тонн, а нефтеперерабатывающие заводы Африки имеют суммарную мощность 141 млн. тонн, таким образом потребление нефти меньше, чем ее экспорт.

Реферат опубликован: 6/09/2007