Проблемы топливно-энергетического комплекса Африки

Страница: 14/17

Наряду с нефтяной промышленностью международный капитал строит в Африке многочисленные предприятия по переработке сырья. Наиболее динамической благодаря иностранным капиталовложениям отраслью промышленности является нефтехимия. Если в 1961 году на Африканском континенте действовало 7 нефтеочистительных предприятий, то в 1964 году – свыше 10, а в 1995 году – более 40. [15]

Усиливаются позиции ТНК в геологоразведке и эксплуатации месторождений энергоносителей (нефть, газ, уголь, уран), а также некоторых других видов полезных ископаемых (фосфаты, алмазы и т.д.), что является закономерным отражением процесса межотраслевого движения монополистического капитала в поисках сверхприбылей. География геологоразведочных работ (особенно по энергоносителям) охватывает практически все страны Африки. В этой же сфере ТНК используют новые формы экспансии, такие как промышленное сотрудничество, включающее аренду и постановку оборудования, субподряды, совместные исследования и разработки, кооперирование производства, соглашения о "разделе продукции" и совместной организации сбыта и т.д. Некоторые соглашения помимо указанных включают пункты о последующей передаче производственных мощностей национальным компаниям, а также подготовку местных кадров. Финансируется промышленное сотрудничество в основном за счет кредитов и субсидий международных финансовых институтов. [35]

Большинство африканских стран – импортеров нефти, связывая свои надежды с обнаружением месторождений нефти, щедро раздают лицензии на проведение поисково-разведочных работ. Иностранные компании не менее африканских государств заинтересованы в расширении поисков нефти на континенте, с тем чтобы ослабить свою зависимость от ОПЕК. Так, нефтяные монополии США ведут интенсивные поисково-разведочные работы в таких африканских странах, как Чад, Судан, Гана, БСК, ЦАР, Заир, Камерун. [30]

Иностранные компании, занимающиеся разработкой минеральных ресурсов в африканских странах, приводят там зачастую политику использования дешевой местной рабочей силы на подобных работах как недифференцированной массы чернорабочих с неизменно низким уровнем заработной платы и низкой производительностью. Все это в сочетании с незначительной численностью наемных рабочих обуславливает ограниченную покупательную способность местного населения, а следовательно, и узость внутреннего рынка потребительских товаров. Хотя в некоторых развивающихся странах с длительным сроком существования горнодобывающей промышленности или в относительно более развитых на иностранных и местных предприятиях сложились высококвалифицированные национальные кадры рабочих, инженеров и администраторов, получающих сравнительно высокую зарплату, тем не менее даже здесь влияние их на платежеспособный спрос очень невелико из-за малочисленности этого квалифицированного персонала. [1]

В ряде случаев иностранный капитал вкладывается в развитие инфраструктуры, главным образом ее энергетической составляющей, которая создает необходимые предпосылки дальнейшего расширения эксплуатации сырьевых ресурсов континента. Примерами могут служить построенные после войны ГЭС Кариба на реке Замбези, Оуэн-Фоллс на реке Виктория – Нил в Уганде, Эдеа на реке Санага в Камеруне, Акосомбо на реке Вольта в Гане, Инга на реке Конго в Заире и ряд других.

В относительно наиболее развитых в экономическом отношении странах Северной Африки, где вновь возникшая инфраструктура могла бы оказать наибольшее влияние на оживление экономической жизни, иностранные предприятия не строят железных дорог. Самые крупные иностранные капиталовложения здесь осуществляются в области добычи нефти, которая транспортируется в порты побережья по трубопроводам. Правда, в результате этих инвестиций было построено несколько шоссейных дорог с твердым покрытием, которые в будущем смогут способствовать экономической активизации сахарских районов Алжира и Ливии.

Практическое влияние промышленных инвестиций на развитие инфраструктуры предоставляется незначительным. Известное исключение в этой области составляют нефтеочистительные предприятия.

Строительство нового нефтеочистительного завода влечет обычно за собой строительство новых портовых сооружений, а также сети трубопроводов и нескольких дорог. Однако нефтеочистительные заводы строятся на неосвоенных и безлюдных территориях, что делает дороги, соединяющие эти заводы с портами, бесполезными для других отраслей хозяйства. Да и причалы, построенные в портах для танкеров, не могут быть использованными компаниями в странах Африки довольно значительной транспортной инфраструктуры вопреки видимости не приносит этим странам значительных выгод. [15]

Реферат опубликован: 6/09/2007