Проблемы топливно-энергетического комплекса Африки

Страница: 2/17

Таким образом, для рационального природопользования Африки необходимы: расширение вмешательства государства в экономику, ограничение влияния монополий, экономическая интеграция на континенте, комплексное и наиболее эффективное использование природных ресурсов.

Отсталость инфраструктуры и узость внутреннего рынка

Развитие отраслей инфраструктуры является необходимым и первоочередным условием экономического роста и индустриализации любой страны. Инфраструктура – это совокупность материальных средств, обеспечивающих производственные и социально-бытовые потребности. В зависимости от выполняемых функций выделяют производственную и социальную инфраструктуру. ТЭК непосредственно связан с инфраструктурой ,т.к. последняя включает в себя теплотрассы, газопроводы и нефтепроводы, энергетику и т.д.

В условиях Африки необходимость развития инфраструктуры вызвана несоответствием уровня ее развития потребностям прогрессивного преобразования отсталого хозяйства. Самостоятельное развитие национальной экономики предполагает интенсивное освоение природных ресурсов, прогрессивные сдвиги в территориальном размещении производительных сил, создание современной технической основы производства, развитие внутреннего рынка, расширение внешнеторговых связей. Осуществление этих условий преобразования отсталой экономики требует модернизации существующих и создания новых, современных инфраструктурных условий в освободившихся странах.

Основные отрасли производственной инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь и т.д.) представляют собой "узкое место" в экономике африканских стран, что сдерживает развитие отраслей промышленности и сельского хозяйства. Например, Африканский континент "страдает" от сравнительно узкой сети линий электропередач, небольшой суммарной мощности электростанций (в 20 странах производство электроэнергии на душу населения составляет менее 100 кВт/ч в год, в 19 странах – от 100 до 600 кВт/ч). [47] Довольно узко представлен в Африке трубопроводный транспорт, хотя на него приходится 17% грузооборота, представлен он лишь в странах Северной Африки, Нигерии и ЮАР и протяженность его составляет более 29 тысяч километров, что является незначительной для такого большого по площади континента. В Африке нет крупных энергосистем, экспорт электроэнергии развит очень слабо. Большая часть сельского населения не имеет возможности пользоваться электричеством. Зачастую именно отсталость инфраструктуры является сдерживающим фактором развития промышленных предприятий.

Таким образом, развитие хозяйства и улучшение условий жизни населения Африки должно быть обеспечено соответствующим развитием инфраструктуры. Особенно велико значение энергетики, которая в Африке, несмотря на наличие больших запасов "белого угля" (780 млн. кВт), нефти (9,2 млрд. т), природного угля (9,3 трлн. м3), каменного угля (7,2 млрд. т) развита слабо. В последние годы положение несколько изменилось к лучшему после введения в строй некоторых новых гидравлических (на реках Вольта, Нигер и других) и тепловых станций. Однако для многих стран и районов проблема энергообеспечения хозяйства остается по-прежнему острой. Если Северная Африка и ЮАР более или менее выделяются на континенте развитием энергетики, транспорта, связи, то страны Тропической Африки в современных условиях характеризуются слабым развитием, а часто и неразвитостью производственной инфраструктуры. Например, установления мощность электростанций в таких странах, как Мавритания, Мали, Нигер, Сомали, Того, Буркина – Фасо, не превышает 100МВт.

Одна из главных причин экономически необоснованного сбалансированного развития инфраструктуры – нехватка финансовых средств, особенно иностранной валюты, за счет которой покрывается значительная часть капиталовложений в транспорт, энергетику, ирригацию и т.д. В результате развивающиеся страны в ряде случаев вынуждены урезывать необходимые расходы на развитие инфраструктуры.

Очевидно, что увеличение суммы международных займов – одно из важнейших условий подтягивания мощностей инфраструктуры к реальным экономическим потребностям. Но это ведет к увеличению внешней задолженности африканских стран, которая уже превышает 320 млрд. долларов. [21]

Слабая научная база планирования и прогнозирования – другая немаловажная причина отставания инфраструктуры от потребностей развивающегося хозяйства, следует подчеркнуть, что в результате нерационального использования имеющихся финансовых ресурсов во многих африканских странах при остром недостатке инфраструктуры часть ее мощностей длительное время не используется.

Реферат опубликован: 6/09/2007