Пирамиды Египта

Страница: 20/24

Одним из важных мероприятий защиты потребителей является регулирование уровня цен на продукты, которое может осуществлять государство, накапливая их запас и доставляя потом на рынок при возрастании спроса.

Переход к рыночной экономике возможен при таких условиях: свобода предпринимательства и торговли, свобода перемещения работы и капитала от одной области к другой, наличие разных форм собственности (частная, коллективная, государственная) на основные средства производства, ликвидация земельной и банковской монополии, расширение прав наследования, развитие кооперации (бытовой, снабжающей, обслуживающей), использование нанимаемой работы, пробуждение у населения предпринимательского мышления и обеспечения его широкой информацией, наличие крепкой власти, правовое обеспечение выполнения договоров и обязательств, надежная защита собственности. Последнее предопределяется тем, что развитие рыночной экономики неминуемо приведет к расслоению общества, появятся не только богатые люди, но и большая масса бедняков. А, как известно, роскошь богача всегда возбуждает негодование бедняков, которые, гонимые нуждой, будут стараться завладеть этим богатством. Поэтому собственники больших ценностей, приобретенных работой многих лет, а возможно и поколений, могут спать спокойно лишь тогда, если их надежно охраняет государство.

Рыночная экономика — это не просто большое количество изолированных и отделенных рынков. Она является туго сплетенной сеткой цен, где изменения на одном рынке вызовут значительные изменения на других рынках. В особенности большое влияние на формирование рынка продовольствия взыскивает развитие рынка земли, рабочей силы и капиталов.

За последние пять лет значительно изменилась ситуация на рынке продовольствия Украины — резко сократились настоящий спрос и предложение. При этом темпы снижения спроса намного превысили уменьшение предложения. По многим продуктам рынок из дефицитного стал перенасыщенным. В нашей стране исчезли очереди покупателей, но возникли определенные трудности с продажей продуктов. Хотя увеличилась их реализация на городских рынках непосредственно населению в счет оплаты работы путем бартерных соглашений, тем не менее еще значительное количество выращенной сельскохозяйственной продукции не находит сбыта, скармливается скоту или портится. Только в торговых организациях потери, например, овощей, составляют ежегодно 11-13%. В то же время высокими темпами расширяется импорт продуктов. Это лишает наших крестьян работы и средств к существованию. Спад спроса на продукты обусловлен, прежде всего, снижением реальных доходов населения, а также возрастанием размера налогов и других необходимых платежей, ограниченностью экспортных возможностей сельскохозяйственной продукции. Предложение продуктов уменьшилось из-за сокращения их отечественного производства и недостатков в системе маркетинга: маленькая заинтересованность работников в эффективном использовании ресурсов и улучшении состояния реализации продуктов питания, очень низкая материально-техническая база перерабатывающих предприятий и торговых организаций, недостаточно развитая инфраструктура рынка, почти прекратила работу потребительская кооперация. В 1995 г. организациям потребительской кооперации было продано лишь 7,6% всех реализованных овощей и 18,2% фруктов и ягод.

На внутреннем рынке продовольствия Украины продолжается рост цен. Тем не менее, темпы их повышения существенным образом различаются по отдельным продуктам, в частности: за период с августа 1995 г. по август 1996 г. наиболее низкие они были на масло, яблоки, лук, сахар и картофель, а самые высокие — на хлеб и хлебопродукты, молоко, кондитерские изделия. Если индекс паритета цен в государственной и кооперативной торговле (сравнительно с хлебом пшеничным из муки І сорта) составлял по маслу 7,9%, яблокам — 8,9, луку — 14,9, сахару — 19,6, картофелю — 20,3%, то по хлебу ржаному — 100,8%, молоку — 92, кондитерским изделиям — 82-94, мясу и мясопродуктам — 52-84 %. На городских рынках повышение цен на продукты питания происходит меньшими темпами, чем в государственной и кооперативной торговле. В целом цены на продукты питания увеличились за указанный период на 44,7%, а на непродовольственные товары — на 87,6%.

Реферат опубликован: 8/10/2009