Особенности Японской модели экономики

Страница: 9/11

Однако налоговая служба Российской Федерации в письме от 29 июня 1993 г. разъяснила, что специальные налоговые льготы в свободных экономических зонах не должны применяться.

Из установленных Законом об иностранных инвестициях Рос­сии льгот наиболее существенны следующие: пониженные ставки для пользования землей и иными природными ресурсами, право на дол­госрочную аренду сроком на 70 лет с правом субаренды, возмож­ность введения упрощенного порядка въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизового. Для зоны "Янтарь", как и для ряда других зон, упрощенный порядок въезда и выезда введен Поло­жением о зоне (п. 35).

Помимо указанных льгот, в зоне "Янтарь" введена система на­числения зарплаты в иностранной валюте путем перечисления ее на специальные счета в банке и выплаты в виде именных чеков, расчет­но-кредитных карточек и других безналичных платежей для исполь­зования в специальных магазинах зоны и за рубежом.

Мы подробно изложили Положение о свободной экономичес­кой зоне "Янтарь", утвержденное в сентябре 1991 г. Но, как отмеча­лось в ряде публикаций, многие пункты этого Положения не удалось реализовать на практике(7).

Поэтому большое значение в этой связи имеет Указ Президен­та Российской Федерации от 7 декабря 1993 г. о Калининградской области.

В Указе предусмотрено, что предприятия с иностранным учас­тием, созданные в 1992 году, получают налоговый кредит сроком на 10 лет с момента получения объявленной прибыли, если они дейст­вуют в сфере материального производства. Другие предприятия, за­нятые производством промышленной, сельскохозяйственной продук­ции, товаров народного потребления, если доля этой продукции у предприятия не ниже 75%, получают налоговый кредит на 5 лет, ос­тальные предприятия — на 4 года. При этом изменения в налоговом законодательстве должны распространяться в последующем на об­ласть лишь при согласии ее компетентных органов. Снимаются огра­ничения на регистрацию СП. Товары, произведенные в Калинин­градской области, освобождаются от экспортных пошлин на 10 лет. Импортные товары освобождаются от пошлин и НДС, но акцизы с них взимаются. Квоты на экспорт нефти, рыбы, янтаря, согласно Указу, по-прежнему должны устанавливаться федеральными орга­нами.

Указом Президента России от 4 июня 1^92 г. среди мер, на­правленных на поддержание и развитие СЭЗ, предусмотрено осу­ществление государственной программы приватизации на территории СЭЗ в первоочередном порядке. Часть средств, которая подлежит перечислению в центральный бюджет, остается в зонах и пойдет на формирование фондов развития, залоговых и страховых фондов. По ним предоставляются бюджетные кредиты. Средства, полученные в счет таких кредитов, должны направляться органами управления сво­бодных зон на финансирование ключевых объектов инфраструктуры зоны. Здесь усматривается стремление в масштабе России поддер­жать хозяйственную деятельность свободных экономических зон и сделать инвестирование в них более привлекательным для иностран­ных предпринимателей.

Согласно Закону Украины о зонах, хозяйственным субъектам предоставляется свобода экономической деятельности в зоне (ст. 15), каких-либо ограничений не устанавливается. На все субъекты эконо­мической деятельности распространяется система государственных гарантий защиты инвестиций, предусмотренная законодательством Украины об инвестиционной деятельности и иностранных инвести­циях. Государство гарантирует субъектам хозяйственной деятельнос­ти зон право на вывоз прибылей и капитала, инвестируемого в зону, за пределы зоны и Украины.

На территории СЭЗ, согласно Закону Кыргызстана о СЭЗ 1992 г., действует упрощенный режим въезда и выезда иностранных граждан. Конкретные правила въезда и выезда устанавливаются для каждой зоны Министерством иностранных дел Кыргызстана и отра­жаются в Положении о зоне (ст. II).

Реферат опубликован: 4/12/2007