Особенности Японской модели экономики

Страница: 8/11

Все находящиеся в зоне "Янтарь" предприятия имеют право осуществлять посреднические и бартерные операции, которые произ­водятся в этой зоне с товарами и услугами (п. 10). Экспорт произве­денных в зоне товаров, а также импорт не .подлежат квотированию и лицензированию, кроме тех товаров, которые предусмотрены уста­новленным законодательством перечнем.

В отношении подлежащих лицензированию товаров, произво­димых в зоне, возник вопрос о предоставлении права на их лицензи­рование администрацией зоны. Комитет по развитию зоны "Янтарь" попросил предоставить ему такое право в отношении янтаря, рыбы и угля, добываемого на территории зоны. Комиссия по развитию и ис­пользованию янтаря получила право выдавать лицензии на разработ­ку и вывоз янтаря за пределы зоны. Товар считается произведенным в зоне, если величина добавленной стоимости его обработки на тер­ритории свободной экономической зоны составляет не менее 30% (п. 19).

Экспортируемые товары, которые производятся в зоне, и им­портируемые товары, которые используются для производства про­дукции или реализации на месте, освобождаются от уплаты таможен­ной пошлины (п. 21). В первые пять лет функционирования зоны полученная предприятием с иностранными инвестициями валютная выручка не менее 30% остается в его распоряжении, за исключением 10% выручки, подлежащей продаже в фонд развития зоны, и 10% — в фонд социальной защиты населения (п. 27).

Отметим, что таможенные льготы не распространяются на экспорт и импорт товаров через территорию свободной экономичес­кой зоны.

Особенно следует остановиться на налоговых льготах. Соглас­но ст. 41 ЗИИ России, во всех СЭЗ установлен льготный налоговый режим. Он заключается в том, что иностранные инвесторы и пред­приятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по сниженным ставкам, включая налог на переводимую за границу при­быль. При этом ставки налогов не могут быть меньше 50% налоговых ставок, действующих на территории России для этого вида налого­плательщиков. В Положении о СЭЗ "Янтарь" были предусмотрены следующие налоговые льготы: 1) все предприятия в зоне освобожда­ются от уплаты налога на экспорт продукции, производимой в зоне, и на импорт товаров, используемых при производстве экспортной или "импортозамещающей" продукции (п. 28); 2) в течение первых пяти лет функционирования зоны налог на прибыль находящихся в ней предприятий не может превышать 30%; 3) для предприятий с иностранными инвестициями в размере 30 и более процентов и для всех предприятий с объемом экспорта не менее 30 % годового объе­ма производства введены налоговые каникулы сроком до 5 лет в от­ношении уплаты налогов и перевода части прибыли за границу, уста­новлено взимание налога на прибыль не более 16%, за исключением части прибыли, переводимой за границу (п. 25).

Часть прибыли, реинвестируемая всеми предприятиями СЭЗ в развитие производства, социальной сферы и инфраструктуры зоны, вообще освобождается от налогообложения (п. 26).

Следует подчеркнуть, что согласно Указу от 4 июня 1992 г. до принятия закона о свободных экономических зонах Российской Фе­дерации сохранен тот порядок налогообложения, который был уста­новлен Законом России об иностранных инвестициях и положения­ми о свободных экономических зонах. Следовательно, установлен­ный в Российской Федерации общий порядок налогообложения, на основе которого иностранные инвестиции и предприятия с ино­странными инвестициями были лишены некоторых действовавших ранее льгот, на налогообложение в свободной экономической зоне не распространяется. Иными словами, основные налоговые льготы сохраняются только для свободных зон.

Реферат опубликован: 4/12/2007