Особенности Японской модели экономики

Страница: 6/11

Вопросы же общехозяйственного развития зоны предлагалось возложить на специальную корпорацию, создаваемую за счет вкладов зональных и внезональных предприятий, местных, а также централь­ных органов управления. Они должны действовать на коммерческих принципах.

Корпорация призвана заниматься перспективным планирова­нием развития СЭЗ, представлять хозяйственные интересы зоны внутри страны и за рубежом (включая проведение рекламы, меро­приятий по привлечению инвестиций и т.п.), объявляет и проводит торги на размещение новых производств, организует привлечение и профессиональную подготовку трудовых ресурсов, осуществляет строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры, обустрой­ство и сдачу в аренду земельных участков, обеспечивает, в случае не­обходимости, снабжение и финансирование предприятий^

Высшим органом корпорации является правление, в составе которого должны быть представлены руководители отечественных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями. В прав­ление по должности входит Генеральный администратор СЭЗ.

Если же СЭЗ не совпадает с территорией, определяемой адми­нистративно-территориальным делением, тогда неизбежно должна быть создана администрация зоны. Желательно, чтобы Генеральный администратор входил в состав исполнительного органа той террито­рии, на которой создана зона. И при этой системе вопросами хозяй­ственного развития зоны может заниматься специальная корпорация.

Международный опыт подсказывает, что эффективной в любом случае является такая система администрации в зоне, при ко­торой иностранным инвесторам, желающим осуществлять в зоне хо­зяйственную деятельность, не надо было бы обращаться в какие-то центральные органы. Известно, что во многих странах, где были об­разованы специальные зоны, широкое распространение получила система обслуживания "в одном месте", когда все вопросы выдачи необходимых разрешений и лицензий, связанных с осуществлением капиталовложений, решались на месте в оперативном порядке.

Поскольку в Российской Федерации создано несколько зон и возможно создание новых, возник вопрос о координации их деятель­ности федеральными органами управления. Эти проблемы решались в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 1992 г., со­гласно которому Комитет по иностранным инвестициям (см. выше) обязан контролировать и координировать деятельность по созданию и развитию свободных экономических зон на территории России.

На Украине органами управления в СЭЗ независимо от ее типа являются: местные Советы народных депутатов и местные админи­страции в пределах своих полномочий; орган хозяйственного разви­тия и управления СЭЗ, создаваемый при участии субъектов экономи­ческой деятельности Украины и иностранных субъектов такой дея­тельности. В то же время в Казахстане органами государственной власти на территории зоны являются Советы народных депутатов, которые делегируют полномочия исполнительной власти админи­стративному совету зоны.

Согласно Закону Украины о зонах 1992 г., исполнительным директором органа хозяйственного развития и управления зоны может быть как гражданин Украины, так и гражданин другой страны, работающий по срочному контракту. Для сравнения следует отме­тить, что в Казахстане аналогичная должность может быть предо­ставлена только гражданину Казахстана.

Согласно ст. 14 Закона Кыргызстана 1992 г., органом управле­ния СЭЗ является генеральная дирекция СЭЗ, Генеральный директор СЭЗ назначается Правительством. Представляется интересной норма, согласно которой в случае совпадения границ СЭЗ с границами тер­риториальной единицы республики (город, район) исполнение функ­ций Генерального директора СЭЗ возлагается на главу соответствую­щей местной государственной администрации.

Реферат опубликован: 4/12/2007