Музыкальные способности и их развитие путем применения

Страница: 1/22

Оглавление

Введение

Глава I. Музыкальные способности: сущность, структура.

Способности как психолого-педагогическая категория

Музыкальные способности и их классификация

Музыкальная память и ритм как составляющие музыкальных способностей

Глава II. Декламационный метод обучения и его воздействие на развитие музыкальных способностей начинающего пианиста.

2.1 Декламация как фактор саморазвития музыкальных способностей

2.2 Декламационные материалы: их разбор и обоснование к применению

2.3 Изучение и проверка эффективности использования данных материалов в работе с начинающим пианистом

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего речь идет о приобщении ребенка к миру музыки, поэтому очень важно заботиться о справедливом воспитании ребенка, что справедливо считается ответственным и сложным делом. Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не решающее, то очень сильное влияние на последующие музыкально развитие ученика.

Современная методика обучения игре на фортепиано основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего пианиста. Согласно этим принципам, надо с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале.

Для решения задач художественного воспитания учащегося на начальном этапе обучения используются различные средства. Это, прежде всего, рассказ, пояснение, иллюстрация. Особое впечатление на ученика производит чтение стихов для иллюстраций учебного материала, к примеру при изучении нотной грамоты. Стихи разнообразят урок и создают особое настроение, помогая излагать учебный материал в особо доступной и интересной форме.

Наряду с учебными задачами, к примеру, знакомством с основами музыкально грамоты, на начальном этапе обучения необходимо особое внимание уделять развитию музыкальных способностей ученика – слуха, ритма, музыкальной памяти. Проблема развития музыкальных способностей ученика является доминирующей на начальном этапе обучения. В фортепианной методике существует много рекомендаций для решения этой проблемы. Однако в практике зачастую требуются дополнительные нетрадиционные средства для решения определенных задач, в том числе и на развитие чувства ритма, музыкальной памяти ученика.

Так, в работе над ритмом обычные способы – счет вслух, отработка ритма с помощью тактирование или отстукивания не всегда дают нужный результат. В практике индивидуального обучения часто требуются какие-либо особенные средства.

В работе по развитию ритма к таким средствам можно отнести декламацию. Этот способ работы по развитию метроритма ученика сложился в практике работы педагога Перфильевой Ирины Дмитриевны и оказался весьма результативным. Он заключается в том, что педагог, по мере необходимости, включает в работу стихотворные тексты, что позволяет усилить воздействие на ученика при параллельном включении слуха, речи и движения. Четкость в произношении стихотворения благотворно влияет на игру, что дает возможность быстро использовать ритм добиться ровности в исполнении и способствует развитию ритмического чувства.

При особом подборе текстов, вероятно можно с помощью декламации оказывать воздействие и на развитие музыкальной памяти. Вопрос использования (декламации пианистом) декламационного. Итак, объектом данного исследования определен процесс начального обучения игре на фортепиано.

Предмет исследования – средства развития музыкальных способностей ученика.

Цель работы: произвести подбор необходимых материалов для использовании декламационного метода в работе с начинающим пианистом.

Задачи:

Изучить литературу психолого-педагогического и методического направления по проблеме исследования.

Сделать выборку из имеющихся декламационных материалов для начального обучения игре на фортепиано.

Проверить целесообразность применения этих материалов в практической работе.

Обобщить материал, сделать выводы.

Гипотеза исследования: декламационный метод обучения, вероятно, окажет положительное воздействие на развитие музыкальных способностей начинающего пианиста, если в процессе работы будет использован специально подобранный комплект материалов для декламации, и применение метода в работе с начинающими пианистами в специальной литературе не освещен. Основной источник информации – методическая работа преподавателя Перфильевой И.Д. «Метод игры с параллельной декламацией исследования проблемы развития ритма в работе со студентами педагогического колледжа».

Реферат опубликован: 3/02/2009