История и особенности оперной драматургии

Страница: 6/12

На написание этого произведения Вагнера вдохновило вынужденное морское путешествие, совершенное им по Балтийскому морю в 1839 году. Скрываясь от кредиторов, он сел на корабль, плывший в Англию. Судно сбилось с курса, и вместо ожидаемых 8 дней плавание продлилось 3 недели. В автобиографии Вагнер вспоминал, как неистово запевали порою моряки "Голландца" (так назывался корабль). Судно нашло прибежище в одном из норвежских фьордов, и, рассказывает Вагнер, "чувство неописуемой радости переполнило меня, когда среди громадных гранитных стен раздавалось эхо брошенного якоря и топота по палубе моряков. Этот ритм отозвался во мне подобно доброму предзнаменованию и вылился в тему песни моряка".

Это морское путешествие стало первым из многих последующих. Под угрозой ареста за поддержку революционных событий 1848 года он отплыл из Дрездена в Швейцарию.

Продолжая художественные поиски, начатые в «Летучем голландце», Вагнер формулирует в новых операх «Тангейзер» и «Лоэнгрин» основные положения своей эстетической платформы. Центральным компонентом музыкальной драматургии в его операх становится лейтмотив — краткая симфоническая (реже — вокальная) характеристика, связанная с определенной идеей, действующим лицом, сценической ситуацией или явлением природы. Оркестровая партия конструируется на основе чередующихся, контрапунктически сплетающихся тематических ячеек (музыкальные символы иллюстрируют, таким образом, сценическое действие); мелодия, основанная на развитии и смене одного лейтмотива другим, приобретает черты непрерывности, текучести, незавершенности (так называемая "бесконечная мелодия"). Значительно повышается роль симфонического сопровождения, являющегося для Вагнера столь же существенным элементом музыкального действия, сколь и вокально-декламационное начало. Рушатся традиционные оперные конструкции: ария—>дуэт—>…—>ансамбль—>хор . На смену им приходят развернутые драматические сцены; проникнутые сквозным развитием, они непосредственно вытекают одна из другой.

Таковы принципиальные установки Вагнера в операх «Тангейзер» и «Лоэнгрин»; таковы основные компоненты исторической оперной реформы проведенной композитором на немецкой оперной сцене.

В Швейцарии Вагнер начал работать над огромнейшей тетралогией "Кольцо нибелунга". Образованная музыкальными драмами «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов», тетралогия «Кольцо нибелунга» была задумана Рихардом Вагнером еще в 1848 г. Однако время, прошедшее между замыслом и его окончательной реализацией, наложило отпечаток на идейно-художественную концепцию произведения. Вагнер-революционер стремился в конце 40-х гг. воплотить в тетралогии свои философско-общественные убеждения; Вагнер в 70-е гг. — последователь Шопенгауэра, мистик и монархист — проповедует фатальную обреченность и беспросветный пессимизм; отсюда глубокая противоречивость сочинения: с одной стороны, предается анафеме роковая власть золота (иносказательно — власть «биржевого портфеля», в некоторых трактовках — капитализма) и воспевается чистая, всепоглощающая, любовь; с другой стороны, утверждаются неверие, скептицизм, страх перед неотвратимостью смерти…

Столь же противоречива музыкально-драматургическая структура тетралогии. Являясь наиболее последовательным и полным воплощением вагнеровской оперной реформы, «Кольцо нибелунга» синтезирует как сильные стороны, так и крайности последней. Изобилующий многочисленными колористическими красотами оркестр заставляет здесь забыть о вокалисте: сценическое действие инертно, музыкальное — предельно динамично; хоры и ансамбли, принципиально отвергаемые Вагнером, малочисленны; система лейтмотивов, разрастаясь до гигантских размеров (в тетралогии около 100 (!!!) музыкальных символов-характеристик), затрудняет непосредственное эмоциональное восприятие музыки. Вместе с тем «Кольцо нибелунга» заключает в себе ряд сцен и эпизодов (главным образом симфонических), которые по праву вошли в золотой фонд западноевропейской музыкальной литературы. Полет валькирий, ковка меча, прощание Вотана и заклинание огня, похоронный марш и смерть Зигфрида — эти и многие другие страницы партитуры тетралогии признаны высшими достижениями художественной мысли Вагнера, наиболее значительными образцами мирового оперного искусства.

Этой захватывающей работе композитор посвятил 25 лучших лет своей жизни, с перерывом между 1857-1865, когда Вагнер оставил работу над третьей частью "Зигфрида" для создания полной теплого юмора оперы "Нюрнбергские мейстерзингеры" и рассказа о трагической истории любви Тристана и Изольды. Тристан, племянник короля Марка из Корнуэлла, посланный за Изольдой, которая должна выйти замуж за короля Марка, встретив девушку, влюбляется в нее сам. Изольда и Тристан выпивают чашу с любовным зельем, которую Изольда приготовила, чтобы умереть вместе. Опера рассказывает историю их трагической любви и заканчивается несравненной сценой их смерти.

Реферат опубликован: 5/02/2010