История и особенности оперной драматургии

Страница: 10/12

Рихард Штраус

(1864-1949)

Рихард Штраус, великий немецкий оперный композитор, второй по величине после Вагнера, завоевал успех двумя бурными драмами: "Саломеей", основанной на библейской истории о страсти Саломеи к Иоанну Крестителю, и "Электрой", древнегреческой трагедией об убийстве и мести. В этих двух операх Штраус дал волю неукротимой половине своей натуры, но его следующее произведение было совершенно иным. Лирическая опера "Кавалер роз" близка не к суровому миру музыкального драматизма Вагнера, а к изящным моцартовским произведениям. Впервые исполненная в 1911 году, она представляет собой нежную историю любви, написанную с изысканной фантазией. Партия юного влюбленного Октавиана написана для сопрано в традиции таких оперных ролей, как Керубино в "Женитьбе Фигаро" Моцарта, а также в традиции пантомимы, где роль "главного мальчика", как правило, исполняет девочка. Основная линия спектакля — партия Маршалины, принцессы уже совсем не молодой, которая знает, что рано или поздно Октавиан полюбит более молодую женщину. Самодовольный барон Оке — великолепный комический персонаж. Четвертый главный герой — София, невинная молодая девушка, для которой все заканчивается хорошо. Опера пронизана ритмами живых венецианских вальсов и пропитана духом Шуберта и Иоганна Штрауса, королей вальса.

Леош Яначек

(1854-1928)

Чешский композитор Леош Яначек в основу своей оригинальной музыки положил песни своей родины. Его короткие повторяющиеся ритмичные мелодии ближе по духу к музыке Бартока, нежели его современников. Соединение этого дара создавать мелодии, несравненного чувства оркестра и чутья драматурга позволяют Яначеку чувствовать себя в оперном театре, как в родном доме. Его наиболее часто исполняемые оперы — "Енуфа" и "Катя Кабанова" — являются трагедиями. Но ему давались также изящные, наполненные искрометной фантазией произведения. "Лисичка-плутовка", исполненная впервые в 1924 году, представляет собой сказочную оперу, в которой люди и животные общаются на равных. Это, должно быть, единственная опера, в основе которой лежит серия карикатурных рисунков животных. Музыкальная драматургия этой оперы такова, что персонажи-люди, например, Парсон, пьют, курят и играют в карты, а животные тем временем живут своей жизнью на залитых солнцем лесных полянах. И то, что Шарпирс, героиня-лисичка, была застрелена браконьером, еще не означает конца истории. В финальной сцене маленький лисенок, полностью повторяющий Шарпирс, олицетворяет собой возрождающуюся природу.

Опера никогда не может быть гиперреалистичной, разве лишь в общем смысле. Понятно, что в реальной жизни никто в момент смерти не поет. Фантазия и игра всегда были одними из самых привлекательных сторон в музыкальной драматургии оперы. Уже в преклонном возрасте, после прежних мрачноватых опер, Яначек вдруг обратился к чистой фантазии в своей "Лисичке-плутовке". Нечто подобное произошло с Рихардом Штраусом. От бурных страстей своих первых опер он перешел к легкой комической опере "Кавалер роз", местом действия которой является Вена XVIII века, какой ее видит в своем воображении композитор.

Дебюсси в своем единственном оперном шедевре "Пеллеас и Мелизанда" оставляет мир реализма и рисует нам мир мерцающий, подобный сну, где все необъяснимо и где герои живут, любят и умирают подобно привидениям, двигающимся под водой.

Русская опера

Совершенно иными представляются музыкально-драматические особенности русских композиторов, таких, как Бородин, Мусоргский, Чайковский, которые, продолжая старые традиции, вводят в оперное искусство ряд новых специфических направлений. Огромные исторические панорамы Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина" — относительно новое направление в мировом оперном искусстве, названное "народная музыкальная драма", своеобразный музыкальный эквивалент эпопеи выдающегося русского писателя Льва Толстого "Война и мир".

Модест Мусоргский

Мусоргский вошел в историю мирового музыкального искусства как гениально одаренный музыкант-новатор. Характерные черты его творчества — самобытность, оригинальность, правдивость, народность музыки; сочетание выразительности и изобразительности, психологическая проницательность, своеобразие музыкального языка, синтезирующего речевое начало с песенным; отказ от исторически сложившихся форм и рационалистических схем во имя жизненной правды. Несмотря на замечания П.И. Чайковского, любившего вворачивать в свои критические статьи эпитет: "Грязь а-ля Мусоргский".

Реферат опубликован: 5/02/2010