Бах и Гендель

Страница: 6/7

В первую половину 30-х гг Гендель создает лучшие оперные сочинения: «Поро», «Ариадна», «Ариодант». Его мастерство оперного композитора достигает предельной высоты; написанные в величавой эпической манере генделевские оперы этих лет вплотную примыкают к его же библейским ораториям, предвещая их скорое появление.

В 1734г Гендель в третий и последний раз берется за организацию оперного театра, вкладывая в это дело всю энергию и все имеющиеся денежные средства. Но поднятая вновь антигенделевская кампания наносит ему удар за ударом. На сей раз ему пришлось столкнуться с действительно опасными соперниками – Николо Порпора и Адольф Гассе. Перед их достоинствами склоняется сам Гендель.

Своей растущей непопулярности Гендель всячески сопротивляется. Одну за другой он ставит новые оперы, в антрактах выступает с концертами, но усилия его тщетны. Гендель оказался покинутым даже близкими сотрудниками и друзьями. Неизбежный развал предприятия, наступивший в 1737г, был подлинной катастрофой, т.к. композитор вложил в него все свои сбережения. Напряжение прежних лет, неудачи и, наконец, последнее потрясение сломили исполинский организм Генделя, его разбил нервный паралич. Несколько месяцев боролся Гендель с болезнью, но, как только почувствовал себя окрепшим, с прежней страстностью окунулся в работу.

Трагический перелом. Библейские оратории. Издавна назревший творческий перелом давал себя знать в усиленном внимании к жанру оратории. В 1738-1739гг были написаны библейские оратории: «Саул» и «Израиль в Египте». За этими двумя великими творениями в ближайшие годы следует целый ряд ораториальных сочинений; среди них выдающееся место принадлежит ораториями на библейские сюжеты: «Самсону», «Мессии».

Но и теперь вместо ожидаемого успеха Гендель приобретает лишь нового сильного врага – духовенство. Ни упорство, ни сила характера, ни энергия не могли побороть всеобщей вражды и оппозиции. Положение казалось безвыходным, и Гендель решил покинуть Англию.

Осенью 1741г Гендель получил приглашение из Дублина – столицы Ирландии – провести там цикл концертов. Его произведения неоднократно исполнялись в Дублине, их знали, любили, и создателя этих произведений встретили с энтузиазмом. 12 апреля 1742г состоялось первое исполнение оратории «Мессия».

Восторженный прием возродил в музыканте веру в себя. Воодушевленный, полный новых музыкальных планов, Гендель вернулся в Лондон. В феврале 1743г в Англии была показана оратория «Самсон». Однако никогда раньше к Генделю не достигало такой откровенной злобы и враждебности. Но именно теперь, когда меньше всего можно было ожидать, произошел коренной переворот в судьбе композитора.

В 1745г претендент на английский престол Чарльз Эдуард Стюарт, поддерживаемый реакционный католической партией, организовал восстание в Шотландии и двинулся со своей армией на Лондон. В ужасе перед папизмом страна поднялась на борьбу. Волна патриотизма охватила народ Англии. Став на сторону передового общественного движения. В гимне для добровольцев, а затем в двух ораториях – «Оратории на случай» и «Иуде Маккавее» -- автор призывает англичан к борьбе с врагами родины и прославляет победителей, освободивших отечество от нашествия захватчиков. Оратории насыщены патриотическим пафосом, написаны мощным героическим стилем. Они принесли признание и популярность, которых Гендель добивался в течение тридцати пяти лет.

Последние годы жизни и творчества. На закате жизни композитор достиг прочной славы, но по-прежнему он остается неутомимым творцом и музыкальным деятелем, создает множество произведений, овеянных светлыми праздничными настроениями. Среди написанных в последние годы выделяется оригинальностью «Музыка для фейерверка», предназначенная для народных праздников и исполнения на открытом воздухе.

В 1750г Гендель совершил последнее путешествие на родину, в Галле. По возвращении в Лондон он взялся за сочинение новой оратории «Иевфай». Но здесь его вновь сражает несчастье, быть может, самое тяжелое из всех, выпавших на его долю,-- он слепнет. Мужественно борется Гендель с трагическими ударами судьбы. Убедившись в неизлечимости болезни, он смиряется с неизбежным и возвращается к прежней деятельности. Слепой, заканчивает Гендель начатую ораторию «Иевфай», руковолит исполнением своих произведений, дает концерты и величием импровизаций по-прежнему потрясает слушателей.

За несколько дней до смерти, 6 апреля 1759г, Гендель дирижировал ораторией «Мессия»; во время исполнения силы оставили его, и спустя недолгое время – 14 апреля – он скончался. Выполняя волю, выраженную в завещании, Генделя похоронили на кладбище в Вест

Реферат опубликован: 4/03/2010