Бах и Гендель

Страница: 2/7

Телеман говорит, что очень важно вдохновляться человеческим голосом: «Какую бы пьесу не играть – вокальную или инструментальную, - все в ней должно быть cantabile.»

Искусство cantabile – это правильный способ выявить независимость и красоту мелодии, ее выразительность. Это было искусство фразировки и выделения голосов – каждого в отдельности или всех вместе.

Другое важнейшее качество исполнителя – точность и аккуратность. Для достижения этой цели необходимо соблюдать все правила, которыми обременяют себя большие мастера. Инструмент должен разговаривать, а заставить его говорить хорошо – это действительно искусство и большой талан.

Искусный клавесинист имел в своем арсенала богатую палитру красок, которые можно было добиться лишь посредством утонченного и разнообразного туше. В эпоху Баха совершенным исполнителем считался лишь тот, кто владел искусством туше. Современники с восторгом говорили о баховском туше. Ясность и точность, ритмичность и легкость делали его игру чем-то совершенно уникальным. Бах, несмотря на свой серьезный характер, был восприимчив к веселости и изяществу.

Те его пьесы, которые обычно считались очень трудными, были для него пустяками: он играл их с таким совершенством и легкостью, что они казались не более, чем простыми мелодиями волынки, все его пальцы были развиты в равной степени и могли передавать тончайшие нюансы.

Сегодня вы прослушаете такие произведения Баха:

«Вступление, прелюдия и фуга» из Партиты c-moll.

«Итальянский концерт», ч. I, «Пастораль», c-moll,

а так же произведения его современников:

И. Пахельбель. Чакона, f-moll

Л. Куперен. Вольта.

С. Карвальо. Токката, g-moll.

Ф. Куперен. «Душистая вода.»

Д. Циполи. Сарабанда, g-moll

Дж. Пиччи. Балет.

Л.-К. Дакен. Ригодон.

Г. Гендель. Куранта, d-moll.

Д. Скарлатти. Гавот.

Ж.-Б. Лейе. Куранта, g-moll.

Жизненный и творческий путь. (1685-1759)

Детские и юные годы.

Как большинство великих людей прошлого, Георг Фридрих Гендель – выходец из низов немецкого общества. Предки его были ремесленниками; отец Генделя, цирюльник-хирург, служил в различных европейских армиях (шведской, саксонской) и обосновался в родном городе Галле, добился должности придворного хирурга герцога саксонского и ко времени рождения сына достиг значительного материального достатка.

Мать композитора была под стать своему супругу: не уступала ему ни в мужественной энергии, ни в душевном и физическом здоровье. Это были люди крепкой бюргерской закваски и передали своему сыну физическое здоровье, душевную уравновешенность, практический ум, не знающую усталость работоспособность.

Влечение к музыке. Занятие с Цахау. Георг Фридрих Гендель родился 23 февраля 1865г в Галле. С раннего детства проявились его удивительные музыкальные способности и чрезвычайный интерес ко всему, связанному с миром звуков, музыки. Но музыкальные увлечения ребенка натолкнулись на предвзятое противодействие отца, для которого профессия музыканта была мало соблазнительна. Он мечтал об ином будущем для своего сына, о карьере юриста, самой уважаемой и почтенной в среде немецкого бюргерства. Однако стихийная тяга маленького Генделя к музыке разбивала все преграды и препятствия. Успех выступления в семилетнем возрасте перед герцогом имел тот желательный результат, что положил начало систематическим занятиям музыкой с лучшим музыкантом и педагогом города Галле, органистом Фридрихом Вильгельмом Цахау.

Под руководством Цахау Гендель изучает органную полифонию и импровизационный стиль немецких композиторов – Фробергера, Керля, Пахельбеля, приучается вслушиваться и вдумываться в творения национального искусства. Одновременно происходило серьезное ознакомление с итальянской музыкой; с ее направлениями и жанрами сомкнется в будущем существенная сторона творчества мастера.

К десятилетнему возрасту относятся первые творческие опыты Генделя: для своего любимого инструмента гобоя он написал серию пьес – шесть трио для двух гобоев и баса.

Благодаря Цахау он приучился с детства легко и быстро ориентироваться в разнообразных музыкальных явлениях, осваивать их и отбирать для себя самое важное и интересное. Эти качества, усиленные опытом последующей творческой работы, особенно способствовали формированию универсального стиля музыки Генделя.

На двенадцатом году Гендель предпринял первую концертную поездку в Берлин ко двору курфюрста Бранденбургского. Успех был настолько велик, что курфюрст пожелал оставить Генделя у себя на службе и предположил ему предварительно поехать в Италию для музыкального совершенствования. На этот раз покровительство курфюрста встретило решительное сопротивление со стороны отца Генделя.

Реферат опубликован: 4/03/2010