Бах и Гендель

Страница: 4/7

Через год после приезда в Италию, осенью 1707г, Гендель дебютировал во Флоренции своей первой итальянской оперой «Родриго». Шумный успех этого произведения побудил его немедленно приступить к сочинению следующей оперы «Агриппина».

Весной 1708г Гендель из Венеции вернулся в Рим. Вести об успехе «Родриго» во Флоренции вновь привлекли внимание музыкальных и артистических кругов города. Перед композитором открылись двери самых знатных домов Рима.

Здесь Гендель познакомился с Алессандро Скарлатти – главой итальянской оперной школы – и его сыном Доменико Скарлатти, блестящим виртуозом-клавесинистом, одним из основоположников жанра клавирной сонаты; с Арканджело Корелли, крупнейшим композитором и скрипачом-виртуозом, и многими другими выдающимися людьми того времени. Артистическая среда и творческая атмосфера, которые окружали Генделя, держали его в состоянии постоянного внутреннего подъема и воодушевления. Он приблизился к самым истокам итальянского классического искусства. Но воплощением лучшего в итальянской музыке оставались для него произведения Алессандро Скарлатти.

Музыкальное искусство Италии Гендель изучал во всех его областях, жанрах и формах. Он проникался его образами, стилем, мелодическим и интонационным строем. Не только опера, но и скрипичное творчество – все вызывало у Генделя живейший интерес и творческий отклик. Все более смело он демонстрирует свои музыкальные опыты в итальянском стиле. Для концертов во дворце Оттобони Гендель написал две оратории – «Воскресение» и «Триумф Истины и Времени», множество псалмов, кантат, камерных вокальных дуэтов и терцетов. Находясь в Неаполе, он сочиняет для Аркадской академии пастораль «Ацис, Галатея и Полифем»; наконец, оперой «Агриппина» Гендель окончательно покоряет требовательных итальянцев. Теперь немецкого музыканта охотно присоединяют к сонму лучших итальянских мастеров, а его оперу относят к числу образцовых произведений итальянской оперной школы.

В Италии окончательно определилось творческое направление композитора, его приверженность к итальянской опере.

Лондон. Период зрелого творчества.

Ганновер и Лондон. Приобщение к английской национальной культуре. В 1710г Гендель прибыл в Ганновер на должность капельмейстера. Издавна герцоги ганноверские зарекомендовали себя как поклонники иноземной музыкальной культуры – французской и в особенности итальянской. С Агостино Стеффани (с 1689г капельмейстер оперного театра в Ганновере) Гендель познакомился и сблизился в бытность свою в Италии.

Между 1711-1716гг Гендель живет попеременно то в Ганновере, то в Лондоне, явно предпочитая пребывание в английской столице с ее богатой театральной жизнью замкнутому мирку немецкого двора.

Первый же дебют в Лондоне в феврале 1711г сделал имя Генделя знаменитым. Ни одна опера не в состоянии была выдержать конкуренцию с генделевским «Ринальдо». Не меньший успех сопровождал показ других его произведений.

Тем временем Гендель предпринимает шаги, чтобы закрепить свое положение в Англии. Одним из таких «действий» было создание в 1713г хвалебного гимна «Te Deum» по случаю заключения Утрехтского мира. Чтобы добиться исполнения этого произведения, его автор сочинил хвалебную оду на день рождения королевы Анны. Восхищение двора обеспечило исполнение «Te Deum» на торжественной церемонии в присутствии парламента. Вопреки национальным традициям, Гендель сделался официальным композитором английских королей.

В ближайшие годы после смерти королевы Анны (1714г) Гендель живет на положении капельмейстера у английских вельмож. Их литературно-художественные салоны посещали выдающиеся люди Англии – писатели, публицисты: Джонатан Свифт, Александр Поп, Джон Гей и другие. Гендель часто выступал перед этим избранным обществом.

В ту же пору Гендель отдает много времени изучению хорового искусства Англии. В результате появляются двенадцать так называемых антемов – английских псалмов для хора, солистов и оркестра, написанных в традициях английской духовной музыки на библейские тексты. Работа над хоровым письмом в антемах была в своем роде подготовкой к созданию будущих монументальных хоровых ораторий. К крупным ораториальным композициям, написанным в этот же период, относятся страсти на текст Брокса.

Большинство произведений, появившихся в первое десятилетие жизни Генделя в Лондоне, отмечено усилением драматического начала и поисками средств, отвечающих его стремлению к композициям крупного плана и монументального стиля. Эта тенденция реализовалась частично в антемах, с их опорой на хоровые массивы, затем в оратории «Эсфирь» (1717-17210гг).

Почти одновременно с «Эсфирью» Гендель написал пастораль на однажды использованный им сюжет «Ациса и Галатеи», назвав ее «Маски».

Реферат опубликован: 4/03/2010