Зарождение экспрессионизма и его традиции

Страница: 6/12

Принцип абстрактности выражался в отказе от изображения ре­ального мира, в наличии абстрактных образов: многоцветность заме­няется столкновением черно-белых тонов. К наиболее часто употреб­ляемым стилевым средствам экспрессионистов принадлежат так назы­ваемые эмоциональные повторы, ассоциативные перечисления метафо­ры. Экспрессионисты нередко пренебрегают законами грамматики, придумывают неологизмы ("Warwaropa" Эренштейна).

Необходимым элементом пьесы было свободное и непосредствен­ное обращение к публике ("Театр-трибуна!"). Прием "Vorbeireden" ("говорение мимо"), часто применяющийся в экспрессионистской дра­матургии подчеркивает с одной стороны одиночество героя и его страстную одержимость собственными размышлениями, с другой сторо­ны, помогает натолкнуть зрителя на целую сеть обобщения и выво­дов.

Наиболее выразительным средством для экспрессионизма, его новых идей оказалась вначале поэзия. Относительно общая черта экспрессионистской лирики в том, что на первый план выступают эмотивные слои языка, аффективные поля значения слова. Основная тема смещается в сторону внутренней жизни человека, и при этом ни к его сознанию, а к полусознанному, подавляющему человека вихрю чувств. Реальный, вешний мир служит материалом, средством для изображения внутреннего мира. Избыточное изображение внутреннего мира, неудержимое стремление художественными средствами поэзии передать в сущности непередаваемые словами душевные движения и порывы - все это впервые проявилось в лирике. Воздействие стихот­ворения достигается иррациональным путем - за счет монументаль­ности картин, риторики, речевых жестов, различных признаком аги­тационности (обращение, приветствие и так далее). И хотя стиль стихотворения и нарушает привычные законы, конечная рифма, раз­мер, строфа, традиционны. Стихотворение Бехера "An die Zwanzig­jahrigen" - пример того, что многие экспрессионисты, несмотря на модернизацию поэтического языка сохранили какие-то традиционные представления о стихосложении.

Zwanzigjahrige! . Die Falte eueres Mantels halt

Die Strabe auf in Abendrot vergangen.

Kasernen und das Warenhaus. Und streift zuend den Krieg.

Wird aus Asylen bald den Windstob fangen,

Der Reizenden um Feuer biegt!

Der Dichter grubt euch Zwanzigjahrige mit Bombenfausten,

Der Panzerbrust, drin Lava gleich die neue Marseillaise wiegt. Экспрессионизм недолго оставался ведущим направлением в ли-

тературе Бессилие художника-экспрессиониста проявилось во время I

мировой войны, которую многие восприняли как политическую катаст­рофу или даже как крушение всех гуманистических идеалов. Некото­рые нашли выход в радикальном пацифизме, другие в горячей под­держке и участии в революции. Экспрессионистские идеи и методы были поддержаны и развивались дальше другими художниками, но уже не всегда воспринимались как новые и актуальные. Уже в 1921 году страстный экспрессионист Иван Голль жестко констатировал: "Экс­прессионизм умирает".

. ЭКСПРЕССИОНИЗМ В ПОСЛЕВОЕННОЙ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Своеобразную пору оживления экспрессионизм переживает после окончания II мировой войны, приобретая антифашистскую, антивоен­ную окраску. Воздействие экспрессионизма испытывают в первые пос­левоенные годы швейцарские драматурги М.Фриш, Фр.Дюрренматт. Не­которые экспрессионистские приемы повторяются в творчестве П.Вей­са. В немецкой прозе такие тенденции можно проследить на примере творчества В.Борхерта и В.Кеппена.

В.Борхерт (Wolfgang Borchert, 1921-1914) в своем творческом пути прошел от увлечения гармоничной, соразмерной лирикой Гель­дерлина и Рильке до собственного стиля, основные положения кото­рого были изложены в его эссе "Это наш манифест" ("Das ist unser Manifest"). Эти положения настолько соответствуют духу экспресси­онизма, что их можно было бы назвать эстетическим кредо экспрес­сионистов: "Мы сыны диссонанса. Нам не нужны поэты с хорошей грамматикой: на хорошую грамматику терпения нет. Нам нужны поэты, чтобы писали жарко и хрипло, навзрыд". Ту же тему Борхерт варь­ирует в рассказе "В мае, в мае кричала кукушка": "Кто из нас, кто знает рифму к предсмертному хрипу простреленного легкого, рифму к воплю казнимого? Ведь для грандиозного воя этого мира и для адс­кой машины его тишины нет у нас даже приблизительных вокабул."

Реферат опубликован: 16/12/2008