Чудотворец преславный и заступник пречудный, Преподобный Сергий

Страница: 4/7

Конечно, не так много и приходило людей к Сергию. Но надо не забывать, что десятки и сотни монастырей с общинножитным уставом были построены самим Сергием, его учениками и учениками его учеников. А потом, не случайно же Христос говорил о закваске - много ли ее надо, чтобы вызвать в тесте живительное брожение. Каждый побывавший у Сергия, возвращался к себе домой уже обновленным, он другими глазами смотрел на мир; для него Сергий был свидетельством присутствия Бога Живого на Земле Русской, свидетельством того, что Господь с Пречистой Богоматерью не оставили в беде Землю Русскую. Так незаметными касаниями, без долгих нравоучений и призывов перестраивалось нравственное сознание людей 14-го столетия. Ведь целых полвека жил и творил Сергий, и целых полвека шли к нему люди - сотни и тысячи их перебывало здесь. Некоторые селились поблизости от Обители, чтобы постоянно видеть живой пример Сергия и монахов. И Сергий, и его ученики постоянно уходили "в народ" строить новые обители духа, и там, в новых местах, вокруг вновь собирались люди и укреплялись Сергиевой духовностью. Современным людям с их "засушенным" сознанием очень трудно представить себе те живые движения народной души, которые происходили от соприкосновения с великим Духом Сергия Радонежского - Воплощением Бога Живого. Как справедливо отмечал Ключевский, "примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. Он вышел из нас, был плоть от плоти нашей и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна . Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч".

Сергий неразрывен от его общины. Личность Сергия нашла полное и яркое выражение в его общине. Его жизненные правила, основанные на заповедях Христа, и стали основой жизни Обители. Дисциплина была сурова. Уже говорилось, что после вечерни не разрешалось братии общаться друг с другом - необходимо было пребывать в уединении, в богомыслии и молитве, либо заниматься рукоделием, дабы леность не овладела телом.

Братство Сергия было основано на труде. Он и сам подавал всем пример. Преподобный даже запретил ходить и просить подаяние; все должны были жить своим трудом или за счет добровольных, но ни в коем случае не выпрошенных подаяний. Мало того, он посылал своих братьев помогать селившимся поблизости крестьянам по хозяйству, и это обстоятельство приносило громадную воспитательную пользу.

До Сергия все монастыри жили по так называемому особножитию. Так богатые монахи жили припеваючи, могли даже иметь слуг, а бедные пробавлялись нищенскими подаяниями. Все это вносило страшный нравственный разлад в атмосферу монастырей и самой Сергиевой Обители. Необходимо было ликвидировать такое неравенство, и Сергий решается на подлинную революцию в церковном деле Руси - введение общинножития, или общежития, когда монахи не владеют никакой индивидуальной собственностью, а вся их мирская собственность, с которой они приходят в монастырь, идет в так называемый общий котел или общемонастырскую собственность.

Это решение Сергия вызвало бурю протеста. Самые строптивые даже покинули Обитель, но через некоторое время сами монахи убедились, что так лучше: в атмосфере Обители что-то неуловимо изменилось в лучшую сторону. Так Сергий возродил дух истинно первохристианских общин, когда все были равны. Первым тут дозволялось быть в ревности Служения, в самоотвержении. И Сергий подавал всем собратьям пример в этом. Свое духовное старшинство он отрабатывал сполна: и был одет в самую плохую одежду, и работал больше всех.

Существовали и свои правила приема в Обитель. Долгое время число иноков держалось двенадцати, случайные люди отсеивались сразу. Но когда у Обители появились средства, то число братии стало быстро возрастать. И потому Сергий ввел особые правила приема. Приходящий сначала ходил в мирской одежде, присматривался к порядкам Обители, исполнял различные черные работы. И только потом, по усмотрению Сергия, он облекался в монашеские одежды и должен был в течение трех лет нести испытание или послушание под руководством избранного или назначенного старца, и только лишь потом мог вполне осознанно принести обет.

Реферат опубликован: 23/02/2009