Старообрядчество на Руси

Страница: 8/14

В 1722 году на Выг был послан иеромонах Неофит, который должен был провести «разглагольство о вере». Однако он оказался слишком слабым в публичном пре­нии с поморскими начетчиками. Тогда Неофит дал выговцам 106 вопросов в письменном виде, потребовав на них письменного ответа. Эти ответы, составленные пре­имущественно Андреем Денисовым и получившие наз­вание «Поморских», явились идеологическим обоснова­нием не только поморского толка, но в какой-то мере и всей беспоповщины, главным образом ее умеренных направлений. «Поморские ответы», отражавшие интере­сы зажиточной верхушки Выговской общины, пронизаны одним стремлением - обособить, выделить беспоповские общины из окружающего их со всех сторон и чуждого им самодержавного крепостнического «мира», обезопа­сить их от возможных преследований со стороны этого «мира». «Поморские ответы» вполне удовлетворили Пет­ра I, и он оставил Выговскую общину в покое. Проделав подобную эволюцию во взглядах, поморцы безропотно приняли в 1732 году и рекрутскую повинность с правом откупа за деньги.

При таких отношениях к самодержанию выговцы благополучно избежали многих преследований. Даже в 1739 году, когда явилась в Выг комиссия во главе с Квашниным-Самариным и среди рядовых членов общи­ны началась паника, а в скитах даже приготовились к самосожжению, руководство Выга сумело договориться с комиссией и отвести от общины грозившую ей кару. Именно с этого времени поморцы вводят богомоление за царя (но не за императора; уступив в существе, не хоте­ли уступить в форме). Так поморщина превратилась в умеренное беспоповское направление, отражавшее инте­ресы купцов и промышленников Севера.

Примирение с «миром» не могло не привести к ча­стичному отказу от эсхатологической идеологии. По­скольку «благодать» священства «взята» на небо, то лиш­ними оказались и те таинства, совершение которых было связано с ней. Но это не означало прекращение богослужебного культа. Поморцы выработали сравни­тельно несложный ритуал, который заключался в обще­ственной молитве, пении и чтении под руководством выборного наставника. Из всех церковных обрядов по­морцы признали вначале только два - крещение и исповедь, но впоследствии в лице некоторых своих наиболее умеренных направлений они признали и обряд бракосо­четания, что вполне соответствовало интересам буржуаз­ной прослойки.

В первой половине XVIII века поморщина была наи­более мощным и влиятельным направлением в беспо­повщине. Ее конторы были рассеяны по многим горо­дам России, являясь не только торговыми пунктами, но и своего рода миссиями. В Выговской обители было пре­красное собрание старинных рукописей, иконописная школа, школы обучения грамоте и крюковому пению. Возвышение поморщины и усиление ее роли в беспопов­щине были связаны с ростом влияния крупных купцов-скупщиков, заводчиков и лесопромышленников Севера, которые были заинтересованы в компромиссе с самодер­жавно-крепостническим строем, в полуфеодальных мето­дах эксплуатации.

Другое направление беглопоповщины - федосеевщина возникла как религиозное течение несколько раньше поморщины. Основы ее вероучения были изложены в постановлении беспоповщинского старообрядческого со­бора 1692 - 1694 годов. Руководитель этого собора, быв­ший дьячок Крестецкого яма Феодосии Васильев, из рода бояр Урусовых, довольно скоро разошелся во мне­ниях с поморцами и ушел за польский рубеж, в Невель­ский уезд, где основал беспоповщинские общины нового направления, получившего название федосеевщины. Пер­вое время он поддерживал довольно оживленные отно­шения с выговцами, но в 1706 году, после того как у них наметился переход к политике примирения с самодержа­вием, он полностью разорвал с ними всякие связи. При попытке организовать общины своего направления в России, в Великолукском и Дерптском уездах, он был схвачен и умер в новгородской тюрьме в 1711 году.

Главное отличие ранней федосеевщины от поморщи­ны заключалось в большей непримиримости к самодер­жавно-крепостническому строю и в проповеди крайнего аскетизма. Особенно строго боролись федосеевцы про­тив заключения брака, объявляя его более тяжелым гре­хом, нежели открытый «блуд». Однако эта непримири­мость и пуританство довольно быстро превратились в целую систему религиозных наказаний (длительные по­сты, поклоны и т. п.) за те или иные нарушения федосеевского учения, насквозь пропитанного ханжеством и лицемерием. Федосеевщина не получила широкого рас­пространения ни в конце XVII, ни в первой половине XVIII века. Сравнительно небольшое число федосеевских общин существовало в этот период главным обра­зом за пределами России, в Прибалтике и Польше. Фе­досеевщина отражала интересы части средних и низших слоев посадского населения - недавних выходцев из деревни.

Идеологическое перерождение поморщины, обуслов­ленное экономическим развитием и социальным рассло­ением Выговской общины, и сосредоточение руководства общиной в руках зажиточной верхушки, ее скатывание на позиции компромисса и соглашательства не могли не вызвать протеста со стороны крестьянских старообряд­ческих поселений, расположенных в Поморье, главным образом в Архангельской и Олонецкой губерниях. Для крестьянской части поморщины примирение выговцев с «миром» было не чем иным, как поклонением «зверю» (т. е. антихристу) и признанием его власти. Крестьяне обвинили выговцев в том, что «Зверевы указы паче еван­гелия облобызали, помалу начали в миру проживати, и свое благочестие забывати; домы и фабрики созидали, а христиан, яко разбойников, суду предавали».

Реферат опубликован: 25/11/2006