Старообрядчество на Руси

Страница: 3/14

Патриарх Никон начал свои реформы с отмены двоеперстного сложения. Вся русская церковь творила тогда Крестное знамение двоеперстием: три пальца (большой и два последних) складывали во имя святой троицы, а два (указательный и великосердный) – во имя двух естеств во Христе – божественного и человеческого. Святые отца свидетельствуют, что сам Христос благословлял своих учеников именно таким перстосложением. Никон же приказал знаменоваться троепертием: складывать первые три перста во имя святой Троицы, а два последние «иметь праздными», т.е. ими ничего не изображали.

Ни один святой отец и не один древний собор не свидетельствуют о троеперстии. Кроме того, что в нем не изображаются два христовых естества, еще не правильно изображают на себе крест тремя перстами во имя святой троицы, не исповедуя в них человеческого естества Христа. Выходит, будто святая Троица была распята на кресте, а не Христос по своему человечеству.

Эти действия Никона и его единомышленников сделали их в глазах русского благочестивого народа еретиками и отступниками от святой церкви.

Однако дворянское государство видело в старообрядчестве движение, подрывавшее устои крепостнического строя и авторитет господствующей церкви. На церковном соборе 1666-1667 г.г. сторонники староверия были признаны еретиками и раскольниками. Тем самым они подпадали под действие статей «Уложения» 1649 г., по которым за преступление против веры и церкви полагалась смертная казнь. Однако некоторое время прави­тельство ограничивалось сравнительно умеренными на­казаниями - ссылкой с конфискацией имущества. Лишь после того, как старообрядческое движение приобретает большой размах и перерастает рамки чисто религиозно­го движения, а политические симпатии сторонников «старой веры» становятся более определенными, прави­тельство переходит к политике жестоких репрессии. На­чиная с 1676 года, стали появляться указы о розыске раскольников и сжигании их в срубах. В 1682 году были сожжены пустозерские ссыльники во главе с Авваку­мом - общепризнанным вождем старообрядчества того времени. А в 1685 году были изданы особые статьи о градском суде, по которым полагалось упорных рас­кольников жечь в срубах, перекрещивающихся в старую веру - бить кнутом, а прочих раскольников - ссылать в монастырь. Для розыска бежавших от преследования староверов направлялись специальные воинские коман­ды. Однако все эти меры не приводили к сколько-ни­будь ощутимым результатам. Число сторонников «ста­рой веры» продолжало неуклонно расти.

Петр I в начальный период своего царствования мало интересовался религиозными делами. Впоследствии он решил использовать старообрядчество для получения дополнительных доходов. С этой целью в 1714 году был издан указ, по которому все старообрядцы облагались двойным подушным окладом. Сторонники «старой ве­ры», платившие двойной оклад и получившие название «записных раскольников», пользовались известной рели­гиозной свободой. Они были обязаны носить одежду установленного правительством образца. В "большинстве случаев старообрядцы старались уклониться от записи на двойной оклад, либо убегая в недоступные для пра­вительственного розыска глухие лесистые местности, либо лицемерно притворяясь православными. Для упо­рядочения сбора двойного оклада и розыска укрывав­шихся от его уплаты старообрядцев в 1725 году была создана специальная Раскольничья контора. Одновре­менно с этим большое внимание уделялось миссионер­ской деятельности среди старообрядцев, которая приоб­рела особый размах в Нижегородском крае.

После смерти Петра I старообрядцы пользовались некоторое время относительным покоем и свободой, но в жестокую пору бироновщины правительственный на­жим на них усилился. Деятельность воинских команд для розыска укрывавшихся от правительственного ока тяглецов-раскольников приобретает в этот период широ­кий размах. Подобная политика к отношении старооб­рядчества продолжалась и в следующие десятилетия. Во второй половине XVII века, когда сторонники «ста­рой веры», еще не осознавая различия или даже проти­воположности своих интересов, выступали в качестве более или менее однородной массы, они некоторое время питали надежды тем или иным способом изменить суще­ствующее положение и добиться победы в борьбе с не­навистным им «никонианством». Однако очень скоро они смогли убедиться, что ни челобитные, обращенные к то­му или иному царю, ни участие в заговорах или откры­тых восстаниях не приносили им желанной победы. Бо­лее того, старообрядчество подвергалось массовым пре­следованиям и репрессиям со стороны царского прави­тельства.

Отчаявшись изменить ход борьбы в свою пользу, старообрядчество уходит в область чисто религиозного протеста. Оно проклинает ненавистное ему дворянское государство, объявив его царством антихриста. Однако, поскольку они верили, что гибель антихриста произой­дет не от руки людей, а от руки бога, старообрядцы все свои надежды возложили на небесное спасение, на сверхъестественные силы. Тем самым протест социаль­но-политический был обличен в форму протеста религи­озного, уводящего в сторону от активной классовой борьбы. Эсхатология (и антихристология, в частности) прочно занимает с этого времени ведущее место в идео­логии старообрядчества. В известной мере старообряд­чество представляет собой эсхатологическую разновид­ность православия.

Реферат опубликован: 25/11/2006